Открывая мероприятие, статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский отметил, что сегодня для фармацевтического рынка необходима стандартизация продуктов и процедур. В ее основе лежат терапевтические цели и определенные процессы при производстве лекарственных препаратов, это же является основой при установлении продуктовых границ рынков.
«Если вы отклоняетесь от стандартизации – рискуете создать искусственную монополию с высокими ценами. Если придерживаетесь стандартов и создаете соответствующие условия для развития конкуренции – есть большой риск столкновения с картелями, – отметил Андрей Цариковский. – Картелизация фармацевтического рынка является настоящим вызовом, мы раскрываем картели практически во всех регионах и на весьма большом количестве торгов».
Также в качестве дополнительных проблем фармацевтического рынка он назвал нарушения правил рекламы и недобросовестную конкуренцию: «Компании постоянно испытывают регуляторную систему России на прочность не только нарушениями прямых запретов законодательства о рекламе, но и путем распространения недостоверных слухов о качестве и терапевтических свойствах воспроизведенных лекарственных препаратов, тем самым подрывая усилия Правительства Российской Федерации по скорейшему выходу на рынки препаратов-дженериков и снижению цен».
По словам спикера, регулирование вопросов защиты прав интеллектуальной собственности и ценообразование – это самые обсуждаемые темы на российском фармацевтическом рынке.
«Российское правительство приняло ряд решений, направленных на сбалансирование интересов производителей и потребителей в вопросах ценообразования и конкуренции, сопряженной с правами интеллектуальной собственности. Подготовлены поправки, направленные на применение механизмов принудительного лицензирования, обсуждается распространение действия антимонопольного законодательства на рынки, на которых товар защищен патентом, – рассказал Андрей Цариковский. – Нами принята новая методика ценообразования на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, основанная на методах сравнения цен. Благодаря ей за последний год нам удалось снизить цены на более чем 1000 препаратов в среднем на 43%».
Правовые подходы и правоприменительную практику антимонопольного органа на случаи недобросовестной конкуренции на фармацевтическом и смежных рынках представила заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова.
Она назвала формы недобросовестной конкуренции и выделила самые распространенные типы нарушений, в том числе в фармсекторе: недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, дискредитация и смешение.
«Введение в заблуждение – это попытка доказать, что твой товар лучше, дискредитация – сообщение о том, что твой конкурент хуже: либо его товар плох, либо он разоряется. Это популярный способ потеснить конкурента», – сообщила Яна Склярова.
К формам недобросовестной конкуренции она отнесла также смешение – реализацию своего товара под видом товара конкурента путем создания визуального смешения вида упаковки и введение таким образом потребителя в заблуждение относительно производителя товара.
«Смешение как отдельный правовой институт, аналогичный европейскому, появился недавно, и направлен на то, чтобы защищать добросовестных участников рынка от копирования и имитации их товарных знаков и внешнего вида упаковки. Самое популярное нарушение – смешение дизайна, подделка общего фирменного стиля, которые не являются промышленными образцами и товарными знаками, но идентифицируют для потребителя товар определенного производителя», – добавила замначальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.
«Такая форма недобросовестной конкуренции может проявляться на рынке различными способами, которые в ранее действовавшей редакции Закона о защите конкуренции имели различную квалификацию, а теперь смешение выступает в качестве отдельного правового института», – напомнила она.
Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности – еще одна проблема, затронутая спикером: «Речь идет о патентах. Такие дела в ФАС были, и они были связаны с выявленными фактами производства лекарственных средств, содержащих действующее вещество, защищенное патентом. В процессе рассмотрения мы установили, что действующее вещество ответчика также защищено патентом, хотя он и несущественно отличается от патента заявителя. Источник проблемы – возможность и обоснованность регистрации второго патента – этот вопрос сейчас решается в суде. Суд вправе решить, что один из патентов не охраняется законом. Так или иначе проблема с патентами в различных формах поднимается у нас на фармрынке, и однозначного ее решения пока не найдено».
Яна Склярова также привела примеры рассмотренных службой антимонопольных дел на рынке лекарственных средств и БАД.
О картелях и государственных закупках в фармсекторе рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Дмитрий Артюшенко.
«16% всех обнаруженных ФАС России картелей относятся именно к фармсектору. Картели действуют на территории 83 регионов. Признаки картелей выявлены на более чем 11 тысячах открытых электронных аукционов. Антиконкурентные соглашения распространяются практически на все фармацевтические группы лекарственных препаратов, а также почти на все виды изделий медицинского назначения. Участники таких соглашений – десятки компаний-производителей, официальные дистрибьюторы и заказчики», – сообщил Дмитрий Артюшенко.
Представитель ФАС России рассказал о законодательной основе борьбы со сговорами на фармацевтических рынках и привел в пример лучшие региональные и федеральные практики противодействия сговорам на торгах.
«Благодаря действиям ФАС России по раскрытию картелей в фармацевтической отрасли в федеральный бюджет возвращаются оплаченные нарушителями многомиллионные штрафы, а участники государственных закупок получают возможность в честной борьбе на равных конкурентных условиях поставлять или приобретать лекарственные препараты и медицинские изделия», – подчеркнул Дмитрий Артюшенко.
По материалам ФАС России.
Читайте также: