«Унитарные предприятия зачастую убыточны, так как если они покажут прибыль, то финансирование из государственного бюджета они не получат. Таким образом, для них отсутствует стимул быть эффективными», – отметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.
После того как Правительство РФ поручило провести инвентаризацию имущества таких предприятий, антимонопольная служба установила, что многие органы власти – собственники ГУПов и МУПов – не владеют полной информацией о переданном им имуществе. Такая ситуация приводит к отсутствию учета госимущества и, как следствие, к неполному поступлению в бюджет средств от его использования.
Еще один отрицательный фактор – законодательные ограничения в управлении унитарными предприятиями: контроль за их хозяйственной деятельностью со стороны собственника возможен в меньшей степени, чем в акционерном обществе или бюджетном учреждении.
Затем замглавы ФАС России рассказал о ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в Госдуме. В частности, обсуждается вопрос о продлении переходного периода реформирования унитарных предприятий с 2021 г. на 1 января 2023 г. и сохранение возможности осуществления их деятельности на рынках, где отсутствует конкуренция.
«Принятие проекта федерального закона позволит решить одну из задач создания равных условий деятельности хозяйствующих субъектов на конкурентных рынках – предупреждение монополизации таких рынков, а в комплексе с иными мероприятиями утвержденного Президентом Российской Федерации Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, – обеспечить условия роста экономики», – заключил Сергей Пузыревский.