Спикер напомнила, что поддержка субъектов МСП – одна из целей Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг.: «В числе основных целей Нацплана установлена интенсификация закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также максимизация объема прямых закупок у таких субъектов».
Вероника Трутнева выделила несколько решений, которые предлагает антимонопольная служба для развития недискриминационного доступа к закупкам у отдельных видов юридических лиц.
Так, ФАС России предлагает установить случаи заключения договоров с единственными поставщиками в Законе № 223-ФЗ.
«Это решение обусловлено прежде всего тем, что из-за отсутствия регламентации случаев закупки у единственного поставщика создаются предпосылки для преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, – говорит Вероника Трутнева. – Поэтому мы видим целесообразность во внесении соответствующей поправки в Закон о закупках. Также мы видим целесообразность установить единые требования к участникам закупки, чтобы минимизировать излишние требования, которые заказчик порой устанавливает к участникам закупки».
Еще одно изменение, в котором нуждается действующее законодательство, – формирование требования к составу заявки.
«В настоящий момент Министерство финансов инициировало законопроект по созданию состава заявки для участников субъектов СМП, который поддержала ФАС России. – рассказывает Вероника Трутнева. – Он подразумевает закрепление в Законе № 223-ФЗ отчетливых и понятных требований к составу заявки. На наш взгляд, это позволит минимизировать избыточность и произвольность тех требований, которые устанавливаются сегодня заказчиком, а также упростит понимание закупочных процедур, которые происходят сейчас для субъектов малого и среднего предпринимательства».
Также ФАС России инициировала ряд поправок в КоАП РФ, которые подразумевают введение ответственности за нарушение Закона № 223-ФЗ.
«Например, широкий резонанс вызывает проблема просрочки оплаты по договорам, в особенности когда идет речь об укороченном сроке оплаты для субъектов СМП, – констатирует представитель ФАС России. – Порой просрочка платежа со стороны заказчика вызывает негативное отношение бизнеса к договорам, которые заключаются на госзакупках. Поэтому новыми поправками в КоАП мы предусмотрели соответствующую ответственность заказчика за просрочку платежа».
Говоря о правоприменительной практике для субъектов СМП, Вероника Трутнева выделила несколько ключевых нарушений Закона № 223-ФЗ, с которыми наиболее часто сталкивается Комиссия ФАС России после вступления в силу недавних поправок в законодательство:
Спикер также отметила, что «в настоящий момент мы находимся на стадии апробации тех норм, которые были недавно введены поправками в действующее законодательство. Мы надеемся, что в итоге будет соблюден баланс интересов как заказчиков, так и субъектов СМП, которые принимают участие в этих закупках».