Открывая дискуссию, заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский остановился на трех тенденциях современного антимонопольного регулирования: оценке товарных рынков в реалиях цифровой экономики, распространении норм антимонопольного регулирования на результаты интеллектуальной деятельности и противодействии картелям в условиях цифровизации.
«Еще в XIX веке Натан Ротшильд сказал: „Кто владеет информацией, тот владеет миром“. Спустя 200 лет смысл фразы стал только актуальнее. Сегодня доступ к большим базам данным позволяет контролировать товарные рынки и наделяет компании, работающие в цифровых сферах, рыночной властью на них. Цифровые платформы получили огромную власть и фактически выпали из антимонопольного регулирования. Разрешить сложившуюся ситуацию позволит пятый антимонопольный пакет, недавно внесенный на рассмотрение в Правительство РФ. Отдельно нами обсуждаются поправки, касающиеся отмены иммунитетов для интеллектуальной собственности и ужесточения ответственности за картельные соглашения», – уточнил замглавы ФАС России.
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов обратил внимание участников конференции на понятийный аппарат антимонопольного законодательства. Сегодня в Законе о защите конкуренции монополистическая деятельность разделяется на индивидуальную и коллективную, есть разграничения между соглашением и согласованными действиями.
«Понятия „соглашение“, „согласованные действия“, „картель“ как вид „соглашения“ четко определены в законодательстве и не требуют дополнительных разъяснений. Картель – не что иное, как соглашение и погружен в определение „соглашение“», – подчеркнул он.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Константин Алешин представил доклад о феномене мнимой конкуренции как форме коллективного ограничения конкуренции.
«Мнимая конкуренция – это действия хозсубъектов, направленные на ограничение конкуренции, но не путем нарушения „традиционных“ запретов, а через создание видимости конкуренции. Таким образом компании ограждают себя от антимонопольного контроля и создают барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов», – сообщил он.
Мнимая конкуренция может существовать как разновидность введения в заблуждение потенциального участника рынка с целью недопущения конкуренции на этом рынке и рассматриваться антимонопольным органом как форма монополистической деятельности.
Об экономическом анализе обстоятельств и состоянии конкуренции по делам о картелях рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков. С точки зрения экономических методов выявления и специфики доказывания картели можно разделить на две большие группы: картели на товарных рынках и картели на торгах. Он отметил, что для предварительного скрининга товарного рынка на предмет возможности формирования картеля на товарном рынке можно использовать 15 типичных признаков: количество продавцов, количество покупателей, барьеры входа на рынок, скачок доходов и др.
При этом внешние признаки не гарантируют наличие картеля. Это только сигнал для работы антимонопольных органов. Должны быть тщательно исследованы и установлены причины поведения компаний.
«В основу вывода о нарушении антимонопольного законодательства должны быть положены прямые доказательства либо достаточная совокупность косвенных доказательств, среди которых могут быть и данные, полученные методами экономического, математического или статистического анализа», – заключил Мухамед Хамуков.
Заведующий кафедрой коммерческого права СПбГУ, главный редактор журнала «Конкурентное право» Владимир Попондопуло выразил мнение о свободе предпринимательства и сопряжении антимонопольного законодательства, а доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Дмитрий Петров представил обзор практики саморегулирования как основы коллективного поведения хозсубъектов на товарных рынках.
Читайте также: