«В течение этих дней состоится большой разговор о том, каким образом нам помочь региональным органам власти внедрить антимонопольный комплаенс. Необходимо отметить, что и на муниципальном уровне эта работа должна проводиться. По нашему мнению, они также могут активно участвовать в этой деятельности», – отметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.
«Введение этого инструмента в систему управления экономикой в субъекте РФ будет не просто галочкой в отчетности. Это приведет к тому, что у нас поменялось отношение к принятию экономических решений в регионе», – подчеркнул замглавы ФАС России.
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал о совместной работе с полномочными представительствами Президента РФ в федеральных округах. Он отметил, что поручения Президента РФ по итогам проведения Государственного совета по вопросам конкуренции находятся на особом контроле. Артем Молчанов анонсировал, что весной состоится вторая серия селекторов с регионами совместно с полномочными представительствами Президента РФ в федеральных округах.
Также он затронул тему реализации «дорожной карты» развития конкуренции, в которую включены 274 мероприятия. Работа идет по графику, и до 2020 г. вместе с отраслевыми ведомствами она должна быть реализована.
Артем Молчанов отдельно остановился на правилах недискриминационного доступа к портам и к услугам общедоступной почтовой связи.
«Такие документы уже приняты и существуют практически во всех естественно-монопольных сферах. Практика нашего правоприменения показывает, что они уже доказали свою эффективность. По сути, это является трендом государства на обеспечение равных возможностей для всех участников рынка», – сообщил он.
«Новые правила создали необходимые условия для развития эффективной и добросовестной конкуренции на этих рынках и поспособствуют организации недискриминационного доступа частного бизнеса к инфраструктуре естественных монополий», – отметил Артем Молчанов
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова обратила внимание на поручения Президента РФ регионам по развитию конкуренции по итогам заседания Государственного совета, которое состоялось 5 апреля 2018 г. Она сообщила, что до 1 декабря 2018 г. абсолютно все регионы разработали и согласовали с ФАС России ключевые показатели развития конкуренции.
«Это подтверждает активное участие органов власти субъектов РФ в реализации Национального плана развития конкуренции», – подчеркнула Оксана Кузнецова.
Начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин ответил на вопросы участников семинара и представил позицию ведомства о порядке внедрения антимонопольного комплаенса в работе региональных и муниципальных органов власти.
«Несомненно, следует учитывать региональную специфику: особенности экономики субъекта РФ и развития товарных рынков, организацию государственного управления, квалификацию управленческих команд. Одним из ключевых факторов является практика и результаты антимонопольного контроля деятельности органов власти. Выявленные угрозы и предложения по их предупреждению, которые будет содержать разрабатываемая матрица, должны найти отражение в „дорожной карте“. Консультирование и эффективная поддержка при разработке матрицы рисков – одна из главных задач территориальных органов ФАС России», – подчеркнул он.
В заключение мероприятия с докладом выступила заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Елена Рыбаченко. Она рассказала о взаимодействии ведомства с Общественной палатой РФ во исполнение положений, предусмотренных Нацпланом развития конкуренции, по созданию системы общественных советов при территориальных органах ФАС России.
«В 2018 году ФАС России совместно с Общественной палатой была разработана концепция реформирования общественных советов, которая впоследствии утверждена Приказом ФАС России 26 декабря. Основное отличие общественных советов в новом формате в том, что в их составе не будет государственных служащих, отбор членов совета будет проводиться на конкурсной основе. Мы надеемся, что общественные советы будут эффективным инструментом общественного контроля выполнения Национального плана и развития конкуренции в Российской Федерации», – уточнила она.