Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  ФАС России выпустила обзор практики...
ФАС России выпустила обзор практики по навязыванию доминантом невыгодных условий при заключении договоров
На сайте антимонопольного ведомства размещен обзор правоприменительной практики при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных решений по ст. 10 Закона о защите конкуренции в случае навязывания доминантом невыгодных условий при заключении договоров (письмо от 24.12.2018 № СП/106050/18).

ФАС России указывает, что под навязыванием следует понимать действия (бездействие) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Только подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора не может являться нарушением. Для установления факта навязывания необходимо установление дополнительных обстоятельств, к которым могут быть отнесены угрозы незаключения или прекращения договора, наступления негативных последствий и т. д. Подтверждением этой позиции служит Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2016 № 301-КГ16-16827 по делу № А79-11625/2015.

«Навязыванием невыгодных контрагенту условий договора» является не только направление занимающей доминирующее положение организацией договора (дополнения к договору) с невыгодными для контрагента условиями, но и действия доминанта, связанные с понуждением контрагента к заключению договора. О навязывании невыгодных контрагенту условий договора будет свидетельствовать настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий под угрозой незаключения договора или прекращения действующего договора, а также прекращение исполнения обязательств по договору. Указанные выводы подтверждают, в частности, постановления Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2017 № Ф05-21931/2016 по делу № А40-195153/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2014 № Ф06-16578/2013 по делу № А57-19634/2013.

Также рассмотрены позиции судов по вопросам:

  • необоснованного уклонения доминирующей организации от заключения публичного договора (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2014 по делу № А53-11181/2013);
  • навязывания условий, невыгодных контрагентам, и навязывания условий, не относящихся к предмету договора (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»);
  • невыгодности или неотносимости навязываемых условий к предмету договора (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 № 2762/13 по делу № А07-23099/2011);
  • включения доминантом экономически не обоснованных условий договоров (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2012 по делу № А19-14669/2011, Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2017 № Ф05-21931/2016 по делу № А40-195153/2015);
  • условий, не имеющих технологического обоснования (постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2017 № Ф05-2611/2017 по делу № А40-36789/16-147-316, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2017 № Ф03-3379/2017 по делу № А04-270/2017);
  • условий договора, ущемляющих законные интересы организаций, которые не соответствуют законодательству Российской Федерации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа в от 10.07.2012 по делу № А78-6489/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2013 по делу № А27-9840/2012, Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 № Ф05-10072/2015 по делу № А40-147969/14, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 № Ф08-9181/2015 по делу № А53-11783/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2016 № Ф04-5125/2016 по делу № А46-2352/2016, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2017 № ФОЗ-2180/2017 по делу № А04-9939/2016).

ФАС России подчеркивает, что при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства необходимо определить основания включения в договор оспариваемых условий, а также оценить относимость таких условий к предмету договора.

Служба также указывает, что, исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (абз. 2 п. 4 Постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (абз. 4 п. 4 Постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

ФАС России напоминает также, что последствия в виде ограничения конкуренции и последствия в виде ущемления интересов влекут разную административную ответственность (за исключением случаев совершения правонарушения субъектом естественной монополии, ответственность которого предусмотрена в любом случае ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, п. 1.5 Разъяснений Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции»).

В связи с этим при применении п. 1–11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства следует определиться, к каким последствиям приводят или могут привести рассматриваемые действия (бездействие): к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, либо к ущемлению интересов других лиц (хозсубъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (за исключением случаев, когда рассматривается дело в отношении субъектов естественных монополий).

При этом в случае выявления факта навязывания невыгодных условий договора о подключении (техприсоединении) лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет соответствия ст. 9.21 КоАП РФ.

Журнал «Конкуренция и право»

28 декабря 2018 г.