Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Депутаты предлагают реформировать госзакупки...
Депутаты предлагают реформировать госзакупки учреждений культуры
В Госдуму внесен проект федерального закона № 614282-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». Инициаторы проекта – депутаты Госдумы Е.А. Ямпольская, А.М. Шолохов, Е.Г. Драпеко и др.

Разработчики проекта перечисляют общие для всех отраслей культурной деятельности проблемы, связанные со сферой закупок:

  • сложность формирования плана закупок на три года;
  • оформление документации на каждую закупку несет зачастую больше затрат, чем сумма закупки;
  • невозможность заключения контракта на закупку у единственного поставщика товаров, работ и услуг, созданных с применением современных инновационных технологий (например, компьютерное ЗП-моделирование, создание сценических эффектов, использование видеоконтента, лазерных проекций, имитация погодных условий и т. п.), а также контракта с собственниками культурных ценностей (например, договор на организацию временной выставки) и т. д.;
  • сложности формирования и обоснования НМЦК при создании художественного произведения;
  • проблемы целесообразности и эффективности проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  • проблемы с защитой персональных данных физлиц, осуществляющих по контракту концертную или театральную деятельность.

Для решения этих проблем законопроектом предусматриваются изменения и уточнения в Закон № 44-ФЗ, относящиеся к применению национального режима при осуществлении закупок бюджетными учреждениями, планированию закупок, особенностям закрытых процедур, закупкам у единственного поставщика.

1. Предлагается ограничить действие национального режима при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, необходимых для реализации следующих видов культурной деятельности:

  • организация выставок (экспозиций);
  • театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия;
  • кинопоказы в рамках основных видов деятельности;
  • сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • обеспечение систем безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, документов национального библиотечного фонда, а также оборудования, предназначенного для хранения и воспроизведения в электронной форме музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, документов национального библиотечного фонда, документов и сведений в электронной форме Национальной электронной библиотеки и сохранности учетных баз данных музеев, архивов, библиотек.

Также предлагается предоставить бюджетным учреждениям право при осуществлении отдельных видов закупок руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ. Речь идет о средствах, поступивших в качестве дара, в том числе пожертвованиях, благотворительных взносах, а также средствах, переданных по завещанию.

 

2. Предлагается учесть особенности планирования закупок государственными и муниципальными бюджетными учреждениями культурыпо Закону № 44-ФЗ.

Законопроектом предлагается, чтобы особенности планирования закупок учреждениями культуры товаров, работ и услуг, предназначенных для обеспечения их основных видов деятельности, установило Правительство РФ.

Также предлагается законодательно предусмотреть возможность устанавливать прямой запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при проведении музеями, архивами, библиотеками конкурсов с ограниченным участием и конкурсов с ограниченным участием в электронной форме.

 

3. Предлагается увеличить до 700 тыс. руб. порог для годового объема работ, которые учреждения культуры могут заказать у единственного поставщика (сейчас – 400 тыс. руб.).

Кроме того, депутаты хотят увеличить максимально допустимые суммы для заключения контрактов с единственным поставщиком: не более 5 млн руб. или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 50 млн руб.

Законопроектом ч. 1 ст. 93 дополняется новыми случаями заключения контракта с единственным поставщиком, специфичными для организаций культуры.

Законопроектом также предлагается исключить:

  • обязанность заказчика обосновывать цены контрактов, заключаемых при закупке культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных изданий, а также контрактов, заключаемых с артистами, режиссерами, художниками, композиторами и т. д.;
  • требование об обязательном привлечении независимых экспертов для экспертизы результатов исполнения по заключаемым с единственными поставщиками договорами на приобретение культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного и архивного фондов, на закупку произведений литературы и искусства определенных авторов и на осуществление музеями, архивами, библиотеками закупок услуг страхования, транспортировки, обеспечения безопасности, связанных с обеспечением условий публичного показа культурной ценности, в соответствии с требованиями владельца культурной ценности при проведении временных выставок.


4. Предлагается исключить из обязанностей заказчика размещение персональных данных артистов, режиссеров, художников, композиторов и т. д. в единой информационной системе при размещении контрактов с ними.

Внесение законопроекта комментирует Госдума.

Журнал «Конкуренция и право»

24 декабря 2018 г.