Спикер сообщил, что в 2018 г. ФАС России подготовила четвертый пакет поправок в Закон об иностранных инвестициях, которые предусматривают замену принципа территориальной принадлежности иностранного инвестора (регистрация в офшорных территориях) принципом предварительного раскрытия информации о структуре его владения при рассмотрении Правительственной комиссией по иностранным инвестициям сделок иностранных инвесторов в отношении российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия „иностранный инвестор“»).
«В соответствии с новой редакцией Закона об иностранных инвестициях предусмотрен переход от принципа запрета на осуществление сделок иностранного инвестора, находящегося в офшорных территориях, на правильный и справедливый, с нашей точки зрения, принцип разрешения совершения подобных сделок в случае, если иностранный инвестор раскрыл информацию о структуре его владения и предоставил в уполномоченный орган российского государства информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах», – сообщил Андрей Цыганов.
В соответствии с законодательством иностранные юридические лица или организации, не раскрывающие информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, не вправе совершать сделки и действия:
Кроме того, Правительство РФ утвердило Правила представления указанной информации в ФАС России (Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1456). Также изменены порядки подачи уведомлений о совершении сделок и подачи ходатайств о предварительном согласовании сделок (постановления Правительства РФот 01.12.2018 № 1457 и № 1458). Новые правила устанавливают перечень и состав информации, порядок, форму и сроки ее представления, а также условия актуальности информации.
«В случаях невозможности представления сведений о выгодоприобретателях с пакетом менее чем 5% акций (долей) заявитель должен сообщить причины невозможности представления указанных сведений, а также предполагаемые лицо или орган, у которых такие сведения могут быть запрошены ФАС России. Сведения о выгодоприобретателях публичной компании, инвестиционного фонда или фонда могут быть представлены в виде отдельного документа со ссылкой на страницу сайта в сети Интернет, на которой они размещены», – сказал заместитель руководителя ФАС России.
В качестве последствий несоблюдения правил раскрытия информации Андрей Цыганов назвал отказ в согласовании сделки или запрет на ее совершение, риск применения судом последствий недействительности сделки, а также лишение права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
«Сделка, по которой не раскрыта информация о контролирующих лицах, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, если они находятся в офшорной зоне, не может быть совершена. Так устроено российское законодательство», – заявил он.
Резюмируя проведенную в 2018 г. работу ФАС России по совершенствованию законодательства об иностранных инвестициях, Андрей Цыганов отметил: «Поправки, принятые в 2018 году, некоторые эксперты и СМИ назвали четвертым пакетом законодательства об иностранных инвестициях. Могу сказать, что некий первоначальный проект пятого пакета уже существует – пока в виде проекта, над которым предстоит много трудиться. Но такая работа продолжается. И с нашей точки зрения важно, чтобы на одном из последующих заседаний Экспертного совета мы обсудили вопросы, связанные с дальнейшим развитием законодательства в этой сфере».
Заместитель начальника Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Шамиль Шихсаидов рассказал о работе с регионами по планируемым мероприятиям. Их цель – организация системной работы в регионе по привлечению инвестиций и помощь регионам в разработке и внедрению мер по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.
«Конкуренция начинается и заканчивается в регионах. Своей работой мы хотим создать стандарт развития конкуренции, стандарт привлечения иностранных инвестиций. Мы понимаем, что каждый регион индивидуален, и необходимо делать на это поправку, но некий алгоритм работы должен быть», – отметил он.
Спикер обозначил ключевые проблемы, которые предстоит решить в ходе запланированных мероприятий:
Доклад о системной работе по улучшению предпринимательской и инвестиционной среды на примере республики Удмуртии представил заместитель председателя правительства Удмуртской Республики Михаил Хомич.
Он сообщил о мерах по развитию конкуренции, предпринимаемых региональным правительством, и привел примеры создания ситуаций «выхода из зоны комфорта», когда власть своими действиями сознательно создает конкурентов принадлежащей ей компании.
«Конкуренция – это единственное, что толкает регион вперед», – подчеркнул он.
Представитель правительства Удмуртской Республики поблагодарил ФАС России за сотрудничество, а также выразил надежду на подписание дополнительного соглашения о взаимодействии, направленного на привлечение иностранных инвестиций в регион.
В дополнение к сказанному Андрей Цыганов сообщил о действиях Правительства РФ по развитию конкуренции и реализацию поручений Президента РФ по итогам Госсовета, в частности об утвержденном плане мероприятий («дорожной карте») по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствиям требованиям антимонопольного законодательства (распоряжения Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р и от 18.10.2018 № 2258-р).
«Органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления при создании системы антимонопольного комплаенса должны руководствоваться этими методическими рекомендациями. Это означает, что руководство органа с помощью квалифицированных экспертов должно проанализировать свои действия на предмет создания барьеров для бизнеса, принципов организации торгов, распоряжения государственным имуществом, соблюдения конкурентных процедур. И после такого анализа сделать выводы, какие недоработки нужно исправить. Все это помогает развитию инвестиционного климата. В настоящее время наши эксперты и специалисты Учебно-методического центра ФАС России проводят такую работу», – сказал замглавы ФАС России.
Руководитель российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР (РАНХиГС) Антонина Левашенко рассказала о развитии малого бизнеса в цифровую эпоху.
Также в рамках мероприятия состоялась презентация-анонс выпуска научно-практического комментария к Закону об иностранных инвестициях, подготовленного специалистами ФАС России совместно с членами Ассоциации антимонопольных экспертов.
«Это только первая редакция, за ней последуют другие, и мы надеемся, что члены Экспертного совета внесут свой активный вклад не только в чтение этого комментария, но и в работу над последующими изданиями, делая их более актуальными и современными», – заключил Андрей Цыганов.