Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Суд ЕАЭС предоставил заключение по вопросу...
Суд ЕАЭС предоставил заключение по вопросу отнесения рынка к трансграничному при координации экономической деятельности

17 декабря 2018 г. Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза предоставила Консультативное заключение по заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений п. 4 и 6 ст. 76 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и Критериев отнесения рынка к трансграничному, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29.

У ЕЭК возник вопрос относительно разграничения нарушений правил конкуренции, запрет которых установлен п. 4 ст. 76 (заключение «вертикальных» соглашений) и п. 6 ст. 76 Договора о ЕАЭС (осуществление координации экономической деятельности), в том числе возможности применения п. 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному в отношении последнего из упомянутых нарушений.

ЕЭК отмечает, что п. 3–5 Критериев предусмотрены условия, при которых Комиссия пресекает нарушения хозсубъектами государств-членов запретов, предусмотренных п. 1–5 ст. 76 Договора. При этом отсутствуют специальные условия для осуществления полномочий Комиссии по пресечению нарушений, предусмотренных п. 6 ст. 76 Договора.

В этой связи ЕЭК просила Суд ЕАЭС разъяснить положения Договора и Критериев отнесения рынка к трансграничному:

  • пункт 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному при определении компетенции Комиссии в случае пресечения нарушения общих правил конкуренции, предусмотренного п. 6 ст. 76 Договора, учитывая, что п. 3–5 Критериев отнесения рынка к трансграничному применяются при пресечении нарушений, установленных п. 1–5 ст. 76, а в отношении п. 6 ст. 76 Договора такой дополнительный критерий не установлен;
  • пункты 4 и 6 ст. 76 Договора в их системной взаимосвязи и соотношении предусмотренных данными пунктами запретов, в том числе возможности и оснований разграничения в качестве отдельных составов нарушений, установленных указанными пунктами ст. 76 Договора.

Большая коллегия Суда в заключении сосредоточилась на разъяснении следующих вопросов:

  • образуют ли нарушения запретов, предусмотренных п. 4 и 6 ст. 76 Договора, самостоятельные составы нарушений общих правил конкуренции, каковы основания их разграничения;
  • при наличии каких условий Комиссия реализует полномочия по пресечению нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности хозсубъектов.

В результате системного анализа законодательства Союза Большая коллегия Суда ответила на эти два вопроса следующим образом.

1. Заключение «вертикального» соглашения, запрещенного п. 4 ст. 76 Договора, и координация экономической деятельности, запрещенная п. 6 ст. 76 Договора, образуют самостоятельные составы нарушений общих правил конкуренции, основаниями разграничения которых являются круг субъектов, характер их взаимодействия и положение в структуре товарного рынка.

2. Комиссия реализует полномочия по пресечению нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности, при условии, что такая координация оказывает негативное влияние на конкуренцию на трансграничном товарном рынке, географические границы которого охватывают территории двух и более государств-членов.

Суд напомнил в этой связи, что пресечение нарушений общих правил конкуренции осуществляется на национальном уровне уполномоченными органами государств-членов и на наднациональном уровне Комиссией. Разграничение их компетенции происходит в зависимости от негативного влияния нарушения на конкуренцию на рынке одного государства-члена либо на конкуренцию на трансграничном рынке.

Общее правило определения трансграничности рынка, которое применяется ко всем нарушениям, предусмотренным п. 1–6 ст. 76 Договора, закреплено в п. 2 ст. 74 Договора и в п. 2 Критериев. Данное правило основано на географическом подходе и относит рынок к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов.

Суд отмечает, что применительно к нарушениям общих правил конкуренции, предусмотренным п. 1–5 ст. 76 Договора, установлены дополнительные по отношению к п. 2 Критериев условия, которые предопределяют наличие полномочий Комиссии по пресечению указанных нарушений. В частности, согласно п. 4 Критериев пресечение нарушений хозсубъектами запретов, установленных п. 3–5 статьи 76 Договора (антиконкурентные соглашения), осуществляется Комиссией при условии, что по крайней мере два хозсубъекта, чьи действия приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на территориях разных государств-членов.

В отношении п. 6 ст. 76 Договора (запрет осуществления координации) таких дополнительных условий не установлено. В связи с этим при пресечении нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в координации, следует руководствоваться общим правилом п. 2 Критериев и относить рынок к трансграничному при условии, что его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов.

Журнал «Конкуренция и право»

18 декабря 2018 г.