Так, за январь-ноябрь 2018 г. на банки и страховые компании в ФАС России было подано 168 жалоб, 130 из них касались вопросов навязывания, а два обращения были об отказе в приеме полисов страхования не аккредитованных банком страховщиков.
За весь 2017 г. подано 148 жалоб, из них 122 – из-за навязывания банком страховки.
Для выявления жалоб внутри самого рынка ФАС России в 2018 г. опросила 60 страховых компаний и столько же банков по вопросам их работы при страховании заемщиков. По результатам опроса четыре страховщика заявили об отказе отдельных банков в приеме полиса страховщика, несмотря на соответствие требованиям, которые выдвигали эти банки. Еще шесть страховщиков заявили о предоставлении госбанками или аффилированными со страховщиками кредитными организациями преференций отдельным страховым компаниям. 20 компаний сообщили о предъявлении отдельными банками необоснованных требований к финансовым показателям деятельности страховщиков. Также из опроса выяснилось, что 21 банк отказывал отдельным страховщикам в проведении проверки для аккредитации.
Для решения проблем, в том числе высоких комиссий, обсуждается два возможных подхода: отменить Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 386, регулирующее соглашения между кредитными и страховыми организациями, а вместе с ним и требования банков к страховщикам (за исключением действующей лицензии ЦБ РФ), либо оставить постановление в силе, приложив к нему унифицированный список требований, которые банки могут предъявлять страховым компаниям.
В ближайшее время ФАС России через Всероссийский союз страховщиков и ассоциации банков намерена опросить банки и страховые компании по поводу полученных и выплаченных комиссий соответственно, а также чтобы узнать их предложения по реформированию взаимодействия банков и страховых компаний при кредитовании заемщиков (в том числе при получении аккредитации при банке). Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров пояснил журналистам, что на это потребуется два-три месяца.
Читайте также: «Андрей Кашеваров: количество оценок, которые приходится проходить страховщикам, чрезмерно».