Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Доклад ФАС России о конкурентной политике...
Доклад ФАС России о конкурентной политике в государствах СНГ в условиях цифровой экономики одобрили члены Экономического совета СНГ

7 декабря 2018 г. состоялось заседание Экономического совета СНГ. Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин представил доклад «О формировании конкурентной политики в государствах – участниках СНГ в условиях цифровой экономики».

Доклад подготовлен в соответствии с решением 48-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП). В работе над документом приняли участие антимонопольные органы Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Цель подготовки доклада – определение общей характеристики цифровой экономики в государствах СНГ, анализ новых вызовов для конкурентного регулирования в условиях цифровой экономики, а также проведение оценки готовности конкурентного законодательства к новым вызовам и необходимости внесения изменений в законодательство государств – участников СНГ.

По словам спикера, государства СНГ предпринимают необходимые меры по формированию благоприятной среды, необходимой для становления цифровой экономики, – как в существующих реалиях, так и учитывающие будущее инновационное развитие.

Государственные программы, реализуемые в этих странах, схожи и охватывают следующие базовые направления:

  • развитие человеческого потенциала и обеспечение кадровых заделов для развития цифровой экономики, повышение благосостояния граждан и повсеместный доступ к благам цифровой экономики;
  • развитие инфраструктуры ИКТ и обеспечение ее безопасного функционирования;
  • формирование необходимых институтов для функционирования отраслей экономик, обеспечение их цифровизации в текущем периоде и становление условий для инновационного развития экономик, развитие научного потенциала;
  • цифровизация взаимодействия государства и граждан, государства и бизнеса, бизнеса и бизнеса.

«Антимонопольщики СНГ считают, что государствам – участникам СНГ при планировании, реализации мероприятий по развитию цифровой экономики необходимо обеспечивать условия для развития конкуренции, основанные на реализации принципов технологической и сетевой нейтральности в регулировании. Необходимо также обеспечить функционирование единого электронного пространства на базе взаимоувязанных инфокоммуникационных инфраструктур, в том числе путем принятия единых правил и стандартов, и не допускать монополизации рынков, за исключением случаев, когда такие решения обусловлены интересами безопасности государства, защиты жизни и здоровья граждан», – заявил Анатолий Голомолзин.

Меры по реализации госпрограмм должны быть усилены мерами по обеспечению конкурентоспособности национальных предприятий на глобальных рынках с учетом рыночной власти транснациональных корпораций, включая разработку надлежащих мер защиты конкуренции в условиях все нарастающей глобализации экономики.

Замглавы ФАС России сообщил, что существенным образом изменилась экономическая картина мира – появились крупнейшие цифровые гиганты, которые управляют большими данными и пулом прав интеллектуальной собственности.

«Совершенно новые явления – это экономика алгоритмов и экономика внимания. Компании переходят на адресный маркетинг, они не только изучают предпочтения потребителей, но и формируют эти предпочтения. То есть компании залезают таким образом не только в карман потребителя, но и в его мозг, существенно меняя его поведение. Неслучайно поэтому в отношении таких компаний рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства. Сегодня топ-10 среди нарушителей – не компании промышленного или торгового секторов. Это компании Google, Microsoft, Apple. Эта ситуация касается не только России, но и других стран, а в ряде случаев речь идет об изменениях ситуации в мире в целом», – заявил представитель ведомства.

В качестве примера слияний высокотехнологичных корпораций замглавы ФАС России привел сделку Bayer – Monsanto и подчеркнул, что «в этом случае мы имеем дело с высокотехнологичной сферой: мы говорим о платформенных решениях, точечном земледелии, высоких технологиях, о необходимости обмена информацией и технологиями, а также создании условий, когда традиционные участники рынка имеют право на недискриминационный доступ к информации и технологиям высокотехнологичных мировых гигантов, которые по всему миру занимаются не только производством удобрений и сельхозпродукции, но могут контролировать всю цепочку производства и жизненного цикла технологий. И когда мы начинаем выделять средства из бюджета на развитие сельского хозяйства, не факт, что эти средства не попадают крупным транснациональным гигантам».

По словам спикера, в этой связи необходимо менять принципы работы, в том числе путем внесения изменений в антимонопольное законодательство с учетом практики рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, практики рассмотрения сделок крупных слияний.

В рамках обмена опытом антимонопольными органами стран СНГ, а также в рамках международных рабочих групп ФАС России представила информацию по подготовке пятого антимонопольного пакета, который касается уточнений понятийного аппарата, новых платформ по анализу рынка, особенностей рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а также «понуждения исполнения предписания антимонопольного ведомства, если транснациональные гиганты не собираются его исполнять. Для этого необходимо взаимодействие антимонопольных органов и органов соответствующего технического надзора», – добавил Анатолий Голомолзин.

«Цифровая экономика – это качественно новая система экономических правоотношений, которая появилась и развивается в новой парадигме цифровых отношений. И если конкуренция всегда являлась неотъемлемой составляющей успеха экономического развития, в новых условиях цифровой экономики конкуренция обеспечивает еще и инновационное развитие в будущем. Сейчас наступил период, когда формируются базовые экономические заделы, которые впоследствии будут определять глобальное инновационное развитие. И этот период не будет длительным, поэтому у нас нет оснований медлить с принятием решений, которые требуются на самом высоком уровне. Важно на этом этапе сосредоточить совместные усилия государств – членов СНГ на выработке эффективной антимонопольной политики и ее применению», – заключил заместитель руководителя ФАС России.

Ранее доклад был представлен и получил поддержку на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

7 декабря 2018 г. доклад одобрили члены Экономического совета СНГ.

ФАС России

14 декабря 2018 г.