Комментарии опубликованы на сайте АРДС, а доклад торгового представителя США о соблюдении Россией обязательств ВТО будет готов к декабрю. АРДС базируется в Вашингтоне и представляет интересы российских и американских компаний в сфере двусторонних отношений.
В частности, АРДС отмечает новые меры, направленные на ограничение доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок. Так, по мнению совета, российские власти «изолировали определенные сегменты» госзакупок в здравоохранении от конкуренции иностранных поставщиков.
В российской системе госзакупок существуют ограничения для иностранных участников: это прямые запреты по ряду товаров, правило «третий лишний» и ценовые преференции для отечественных претендентов. В последнем случае, чтобы выиграть, иностранная компания должна заявить цену, которая как минимум на 15% ниже цены, предложенной российскими конкурентами. Сейчас Минпромторг России предлагает увеличить эту ценовую преференцию до 25%. Если это произойдет, последствием будет ухудшение качества поставляемых товаров и услуг и/или их удорожание, считают в АРДС.
Недостаточная защита интеллектуальных прав остается серьезной проблемой для иностранных компаний на российском рынке, считает АРДС. Членов совета тревожат дискуссии о расширении норм принудительного лицензирования в России. Этот механизм позволяет давать разрешение на производство непатентованных лекарств (дженериков) без согласия владельца патента.
В качестве примера несправедливой коммерческой практики, идущей вразрез с нормами ВТО, совет также приводит возможность получения разрешения на сбыт непатентованных лекарств на основе данных, публикуемых в научных журналах, в том числе тех, которые являются собственностью разработчиков оригинальных лекарств. ФАС России предложила закрепить эту возможность, изначально подтвержденную Верховным Судом РФ в 2016 г., на законодательном уровне.
Еще одну проблему АРДС видит в параллельном импорте. Это ввоз товаров, купленных не напрямую у производителя, а у посредника: в большинстве случаев это выгодно, потому что отпускные цены ниже, чем у правообладателя.
Раньше купленный таким образом товар без разрешения правообладателя всегда подлежал конфискации Федеральной таможенной службой, а российский заказчик подвергался наказанию. Но легализации «параллельного импорта» долгое время добивается ФАС России, Евразийская экономическая комиссия предварительно одобрила этот режим для отдельных товаров, а в 2018 г. законность такой практики для определенных случаев подтвердили суды: сначала Арбитражный суд г. Москвы, а затем Конституционный Суд РФ. Параллельный импорт может приводить к потоку контрафакта в Россию и нести риски общественного вреда, предупреждает АРДС, поэтому призывает к «продолжению компетентной дискуссии по этому вопросу с частным сектором».
Легализация параллельного импорта может способствовать увеличению внутрибрендовой конкуренции, количества импортеров и в итоге создаст предпосылки для снижения цен на товары правообладателя, указала пресс-служба ФАС России в ответ на запрос РБК. Инициатива не отменяет запрет на торговлю контрафактом и не снимает с таможенных органов и полиции обязанности выявлять и пресекать ввоз и реализацию подделок, подчеркивают в ФАС России.