Минэкономразвития России посчитало предложенные поправки недостаточно обоснованными. В отзыве отмечается, что проект содержит избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствует их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов предпринимателей и бюджета страны.
Под указанное в поправках определение «цифровой платформы» может быть подведена почти любая электронная площадка в Интернете, включая сайты туроператоров, банков, страховых компаний, различные агрегаторы и др., где продавцы и покупатели могут взаимодействовать, говорится в отзыве. Под их взаимодействием могут пониматься и размещение объявлений, рекламы, и непосредственно купля-продажа товаров и услуг. Не определено и то, о каких покупателях идет речь: конечных потребителях или продавцах, оптовиках.
В документе нет пояснения, что такое «рынок взаимозаменяемых услуг», как будут определяться его границы и доля той или иной компании на нем, непонятно, каким образом можно подсчитать выручку «цифровой платформы» и определить ее доминирующее положение.
Также Минэкономразвития России раскритиковало введение понятия «сетевой эффект»: непонятно, как ФАС России будет подсчитывать влияние сетевых эффектов на изменение ценности товаров для потребителей.
Введение института «доверенного лица», как указано в отзыве, является «необоснованным и спорным». Неясно, что именно должно делать такое лицо и как оно будет взаимодействовать с антимонопольным органом. Из законопроекта следует, что «доверенное лицо» в ходе работы может получить доступ к коммерческой тайне компании, в отношении которой выносится предписание, а принудительное разглашение такой тайны без согласия субъекта невозможно.
Минэкономразвития России считает избыточным продление рассмотрения сделок с «трансграничным характером» на три-пять лет. Это может привести к тому, что компании откажутся от совершения подобных сделок вообще, что отрицательно скажется на привлечении зарубежных инвестиций в Россию и может привести к исчезновению в стране отдельных товарных рынков.
Выдача принудительных лицензий на результаты интеллектуальной деятельности уже регулируется ГК РФ, поэтому дополнительное регулирование в Минэкономразвития России также считают лишним.
Как рассказал заместитель главы ФАС России Анатолий Голомолзин, дискуссия по проекту ведется также в рамках работы над программой «Цифровая экономика». «Законопроект обсуждается в рабочих группах „Антимонопольное регулирование“ и „Нормативное регулирование“. С момента публикации законопроекта уже прошло несколько обсуждений. В 20-х числах будет завершающая дискуссия с экспертным сообществом», – уточнил он.