Лучшие практики ФАС России по выявлению картелей описала начальник отдела цифровых расследований Управления по борьбе с картелями Фатима Кониева. Спикер представила основные инструменты выявления картелей и рассказала о российской программе освобождения от ответственности и смягчения наказания.
Фатима Кониева уточнила, что полномочия антимонопольных органов по получению доказательств в основном ограничены четырьмя формами работы: проверка, получение объяснений, запрос документов и leniency (программа освобождения от ответственности или смягчение наказания).
«Основная форма получения доказательств по делам о картелях – внезапная проверка, – подчеркнула спикер. – В этом случае мы можем получить ту информацию, которая с большой долей вероятности была бы удалена или скрыта».
Речь идет о комплексе мероприятий по сбору и получению доказательств нарушения антимонопольного законодательства. В случае внезапной проверки специалисты ФАС России имеют возможность получить от должностных лиц проверяемого лица объяснения «без подготовки», а также иные доказательства нарушения антимонопольного законодательства посредством фотосъемки и видеозаписи.
«Все проведенные ФАС России проверки были результативными», – подчеркнула Фатима Кониева. – Мы всегда находим необходимую информацию, совокупность доказательств, достаточных для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства».
Спикер отметила ряд прямых, косвенных и электронных доказательств, используемых специалистами антимонопольного ведомства в работе, и подробнее остановилась на методе скрининга.
ФАС России разработала и внедрила многопараметрическую систему мониторинга и выявления всех торгов, которые проходят или уже прошли с признаками сговора. Анализ полученной информации позволяет выявить от 1 до 50 параметров, которые оцениваются антимонопольным органом в совокупности. В результате процесс выявления и доказывания сговоров на торгах становится дистанционным, то есть происходит за рабочим столом. Кроме того, доля выявленных проактивными методами картелей на закупках составила 80–85%.
Фатима Кониева подробно остановилась на программе освобождения от ответственности и смягчения наказания, действующей в России. Она сообщила, что полное освобождение от ответственности возможно при наличии четырех условий: сведения и документы являются достаточными для установления события правонарушения, у антимонопольного органа отсутствует подобная информация (документы), освобождение возможно только для лица, первым выполнившего все условия и отказавшегося от дальнейшего участия в картельном соглашении.
Для второго и третьего лица при выполнении тех же условий и признании факта совершения правонарушения может быть предусмотрен минимальный штраф.
«Только в 2017 году в ФАС России по этой программе поступило 118 заявлений от компаний», – подчеркнула сотрудник антимонопольного ведомства. – Для сравнения6: в 2011 году таких заявлений было всего 23».
Спикер также сообщила о подготовленных ФАС России поправках в антимонопольное законодательство в отношении программы освобождения от ответственности: «Мы хотим формализовать данную программу, то есть закрепить непосредственно в Законе о защите конкуренции порядок подачи заявления, сроки, форму и прочее».
В заключение Фатима Кониева отметила взаимодействие с правоохранительными органами и адвокатирование конкуренции как необходимые элементы профилактики и борьбы с картелями: «Мы активно работаем для налаживания взаимодействия с правоохранительными органами. Сегодня есть позитивные примеры того, как это реально работает. В основу одного из последних вынесенных ФАС России решений в отношении картеля легли материалы уголовного дела, которыми с нами поделились следственные органы, с тем чтобы мы смогли использовать эту информацию для доказывания наличия картеля».
Участники семинара отметили, что в работе часто опираются на опыт ФАС России и поблагодарили за возможность такого обучения и предоставленную практику.
Читайте также: «ФАС России о прямых и косвенных уликах при расследовании картельных соглашений».