Понедельник, 17 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Представители конкурентных ведомств стран ОЭСР...
Представители конкурентных ведомств стран ОЭСР рассказали о работе с осведомителями по картелям и программах освобождения от ответственности
2 октября 2018 г. в Санкт-Петербурге начал работу международный семинар «Эффективная правоприменительная практика в борьбе с картелями». Семинар организован совместно ФАС России с Венгерским региональным центром по конкуренции ОЭСР. Эксперты из стран ОЭСР совместно со специалистами ФАС России поделились опытом борьбы с картелями и рассказали о применяемых в практике подходах к решению таких проблем.

Открывая семинар, руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров отметил, что «проблема картелей стоит необычайно остро. Об этом говорит тот факт, что единственная в УК РФ статья за нарушение антимонопольного законодательства, предусматривающая до семи лет лишения свободы, относится к нарушениям, связанным с картелями. Все картели в мире похожи, опыт борьбы со злом для всех нас является важным. Поэтому мы с огромным вниманием относимся к международному опыту стран, которые накопили хорошую правоприменительную практику в деле борьбы с картелями».

Старший эксперт по вопросам конкуренции ОЭСР Сабина Цигельски отметила, что по различным консервативным оценкам негативные последствия деятельности картелей, в том числе их влияние на цену составляет в среднем 10–15%.

«Сговор по ценам при проведении торгов – это картельное соглашение, которое отрицательно влияет на процесс проведения торгов. Жертвой таких мошеннических действий является государство и общество в лице налогоплательщиков», – подчеркнула спикер.

Именно поэтому, как отметила г-жа Сабина Цигельски, страны ОЭСР должны принять меры по недопущению участия компаний и физических лиц в картелях и предусмотреть наличие институтов, которые обладали бы полномочиями, достаточными для того, чтобы устранять последствия картельной деятельности, в том числе полномочиями получать документы и информацию и устанавливать наказание за нарушение закона.

Спикер подчеркнула, что только если «сумма штрафов будет достаточно велика, картель перестанет представлять собой хорошую бизнес-идею».

Австрийский опыт реализации программы освобождения от ответственности и смягчения наказания представила руководитель юридического управления Федерального агентства по защите конкуренции Австрии Натали Харсдорф.

Программа освобождения от ответственности и смягчения наказания (ООСН) в Австрии введена в действие в 2005 г. в результате внесения изменений и дополнений в Закон о конкуренции. Вступила в силу в 2006 г. Практические вопросы реализации программы изложены в справочнике, который опубликован на сайте Агентства по защите конкуренции.

Спикер сообщила, что начиная с 2006 г. в рамках этой программы подано 86 заявлений об освобождении от ответственности и о смягчении наказания. Общая сумма штрафов по делам, связанным с освобождением от ответственности и смягчением наказания, составила 105 млн евро.

По мнению г-жи Харсдорф, странам – участникам Европейской сети по вопросам конкуренции (ЕСК) нужно привести к сопоставимому виду свои программы ООСН, и в то же время каждая из стран может занять более лояльные позиции по вопросу о том, как относиться к заявителям.

Венгерский опыт выявления признаков деятельности картелей представил член Совета по конкуренции Венгерского агентства по защите конкуренции Давид Куритар.

По его словам, несмотря на то что используемая в Венгрии программа освобождения от ответственности и смягчения наказания разработана в соответствии с международными стандартами, она действует недостаточно успешно. Причина в ее непопулярности среди картелистов, хотя участие в этой программе и дает много преимуществ. Например, у заявителя о наличии нарушений по этой программе сохраняется право участвовать в схеме закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, на него не распространяется принцип совместной или коллективной ответственности за нарушение закона о картелях. Вместе с тем, как отметил г-н Куритар, в 2017 г. в Венгерское агентство по защите конкуренции (ВАК) по этой программе поступило только семь заявлений.

Причины столь незначительного числа заявлений об освобождении от ответственности спикер видит в сложившихся в Венгрии культурных традициях (предприятия не хотят отчитываться о собственных действиях), в отсутствии достаточных знаний в области конкурентного законодательства (особенно когда речь идет о малых и средних предприятиях) и боязни уголовного преследования (несмотря на то что подавшие заявления об освобождении от ответственности и о смягчении наказания не подлежат уголовному преследованию).

Для решения этой проблемы в 2010 г. ВАК ввело в действие систему вознаграждения осведомителей. В программе чаще стали участвовать люди, которых уволили с работы. По словам спикера, «используя месть в качестве мотивации, они охотно сообщают о подробностях деятельности картелей и о той роли, которую играют в картелях их бывшие работодатели».

В соответствии с действующим в Венгрии законом о конкуренции ВАК выплачивает вознаграждение физическому лицу, если он предоставляет улики, которые признаются необходимыми для выполнения Агентством своих функций. Сумма такого вознаграждения составляет 1% от суммы штрафа, установленного на основании решения ВАК, но не более 160 тыс. евро.

«Успешно работающие программы освобождения от ответственности и смягчения наказания содействуют предотвращению образования картелей, способствуют выявлению картелей и заставляют компании обращаться в Агентство с заявлениями об освобождении от ответственности и о смягчении наказания», – заключил г-н Давид Куритар.

О превентивных инструментах в процессе выявления признаков деятельности картелей рассказал Старший инспектор Управления по международным связям Агентства по защите конкуренции Италии Ренато Ферранди.

Спикер сообщил, что в силу предоставленных полномочий Агентство по защите конкуренции Италии (АКИ) проводит расследования достаточно редко, в нем нет подразделения, которое занимается картелями или оперативно-разыскной деятельностью. Вместе с тем АКИ активно сотрудничает с другими государственными органами Италии: Агентством по борьбе с коррупцией, организациями, занимающимися закупками товаров, работ и услуг, налоговой полицией, судебными органами и прокуратурой (в случае проведения параллельного расследования по уголовным преступлениям).

«Сотрудничество с другими государственными органами страны обеспечивает поступление обширной и полезной информации из надежных источников, подкрепленной четко оформленными документами. Наличие у сотрудников Агентства знаний в области конкуренции и по вопросам защиты прав потребителей позволяет сформировать комплексный подход к рассмотрению новых явлений. Сотрудничество с национальными агентствами по защите конкуренции других стран может дать важную информацию о том, как поступать в таких же или похожих ситуациях. Такое сотрудничество особенно важно, когда речь идет о новых явлениях в борьбе с монополизацией и о новых инструментах выявления нарушений законодательства», – подытожил г-н Ренато Ферранди.

Помощник директора Группы по борьбе с картелями и с уголовными преступлениями Агентства по конкуренции и рынкам Великобритании Куаджо Аджепонг рассказал об инструменте скрининга рынка для выявления признаков деятельности картелей в Великобритании при определении случаев сговора по ценам при закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд. Для выявления нарушений антимонопольного законодательства в Великобритании была разработана модель обработки данных заявок при закупках товаров, работ и услуг для госнужд.

«Наш инструмент скрининга данных направлен на поиск подозрительных признаков картеля», – сообщил Куаджо Аджепонг. – Данные систематизированы по папкам, что привычно для закупочных организаций. Инструмент настроен на считывание информации, распределенной по уровням. Пороговые значения и отдельные факторы можно корректировать в зависимости от обстоятельств. Результаты показывают, какие торги вызывают больше подозрений».

По словам г-на Аджепонга, в настоящее время конкурентные ведомства 37 стран рассматривают возможность использовать этот инструмент.

«Преимущества этого проекта – растущее понимание риска мошеннических действий при проведении торгов, выстраивание отношений с заинтересованными лицами, оказание помощи закупочным организациям в выявлении и пресечении деятельности картелей. Все это является производными от самого процесса и является конечным результатом его применения», – заключил представитель Агентства по конкуренции и рынкам Великобритании.

ФАС России

Читайте также: «Фатима Кониева: Основная форма получения доказательств по делам о картелях – внезапная проверка».

02 октября 2018 г.