Причина роста цен на топливо кроется в отсутствии именно «здоровой конкуренции», заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. Он считает, что в рознице конкуренция есть, а в опте нет. Так, Центральный экономико-математический институт РАН подсчитал, что в 74 регионах ни одному бренду из крупнейших игроков рынка не принадлежит наибольшее количество АЗС, а в остальных 11 субъектах крупнейшие нефтекомпании занимают не более 50% рынка. В областях доля брендовых АЗС не превышает 12%. Получается, подавляющее число АЗС управляется независимыми операторами, то есть решения по политике ценообразования принимаются тоже независимо. Однако на независимую розницу оказывают давление вертикально интегрированные нефтекомпании, которые могут перенести центр прибыли в другое звено и сдержать стоимость на своей заправке.
Проблему надо решать в комплексе, считает Селезнев, в том числе стоит ввести норматив поставок нефти на биржу (по его мнению, 5% будет достаточно).
Нужно совершенствовать биржевую торговлю топливом, солидарны эксперты. Так, нормативы продаж бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу необходимо поднять с 10 до 18–19%, дизеля – с 5 до 10%, предложил гендиректор СПТР Илья Мороз. Чуть менее скромные цифры обсуждают ФАС России и Минэнерго России (10% и 7,5% соответственно).
По итогам встречи была составлена резолюция с предложениями федеральным ведомствам и регуляторам о совершенствовании рыночных инструментов развития рынка, при этом нет единого мнения, как действовать. Но ясна идея: нужно защитить малый и средний бизнес от давления со стороны крупных компаний.
Читайте также: «ЛУКОЙЛ увеличит продажи дизеля на бирже для стабилизации цен на рынке».