«Сегодня Евразийский союз проходит этап становления, последовательно устраняются барьеры на пути движения товаров, все больше рынков становятся общими, открытыми для предпринимателей всех стран – членов Союза. В новых условиях антиконкурентные действия не должны возводить границы на общем евразийском рынке», – отметил член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Марат Кусаинов.
ЕЭК только начинает наработку правоприменительной практики по всем категориям дел. В связи с расширением границ рынка в рамках ЕАЭС отдельные рынки стали подвержены рискам антиконкурентного поведения его участников, что требует принятия мер профилактического характера.
В настоящее время ЕЭК с участием антимонопольных органов стран ЕАЭС прорабатывают предложения по наделению Комиссии проактивными механизмами предупреждения антимонопольных нарушений и адвокатирования деятельности. В частности, речь идет о наделении ЕЭК правом выдачи предупреждений в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, об устранении правового пробела – возможности пресечения антиконкурентных действий иностранных компаний, внедрении риск-ориентированного подхода в работе.
Министр антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Республики Беларусь Владимир Колтович сообщил, что в республике активно разрабатывается концептуальный документ – Программа развития конкуренции, направленная на стимулирование и пропаганду конкуренции, стабильный рост и развитие экономики на основе повышения конкурентоспособности бизнеса.
«Деятельность ФАС и МАРТ по развитию конкуренции ведется в связке с национальными стратегическими документами. Эффективность нашего взаимодействия во многом зависит от степени гармонизации законодательства. Принятие Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации создало хороший фон для принятия Программы развития конкуренции в Республике Беларусь», – подчеркнул глава МАРТ.
В Белоруссии, как и в России, проводится совершенствование регулирования естественных монополий. В республике разработан законопроект по внесению изменений в Закон о естественных монополиях.
«Также мы внимательно наблюдаем за потребительским рынком и в настоящий момент анализируем эффективность введения механизма ограничения рыночной силы торговых сетей», – сообщил Владимир Колтович.
Министерством подготовлены поправки в торговое законодательство РБ, направленные на обеспечение соблюдения баланса интересов субъектов рынка (поставщиков, розницы, потребителей и государства).
По словам Владимира Колтовича, МАРТ и ФАС России ведут активное сотрудничество, снимая барьеры на общем рынке Союзного государства (союз России и Белоруссии). Ведомства обмениваются опытом в решении вопросов, касающихся легализации параллельного импорта, тарифной политики в сфере естественных монополий. Созданы рабочие группы по исследованию конкуренции на рынке услуг связи и рынке лекарственных препаратов.
Председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения Артак Шабоян отметил, что эффективность деятельности конкурентных ведомств определяется не только величиной реализации целей и задач в соответствии с их компетенцией на национальном уровне, но и результатами взаимодействия на международном уровне, позволяющими получить значимую информацию для принятия дальнейших решений.
Он привел несколько примеров взаимодействия конкурентного ведомства Армении и ФАС России при рассмотрении дел, связанных с недобросовестной конкуренцией.
«Сотрудничество ФАС России и Комиссии Армении эффективное и действенное, созданное на основе обмена опытом и информацией, а также взаимных визитов и делового обсуждения», – уточнил Артак Шабоян.
Так, Комиссия РА провела исследование в сфере экспортирования товаров из Армении в государства ЕАЭС, в частности в Российскую Федерацию. В результате были выявлены различные особенности поведения торговых сетей, которые могли ограничивать доступ армянских поставщиков к рынкам сбыта через торговые сети. В частности, розничные торговые сети вместо того, чтобы работать напрямую с компаниями-поставщиками, предпочитали приобретать товары через местные дистрибьюторские организации.
Эта ситуация была рассмотрена с ФАС России. После обсуждения с председателем Президиума АКОРТ и представителями российских торговых сетей в Санкт-Петербурге стороны достигли конкретных договоренностей и согласия между хозбусъектами и представителями торговых сетей Российской Федерации – членами АКОРТ о поставках товаров, в том числе разрешены вопросы конкуренции, возникшие между экспортерами Армении и представителями торговых сетей РФ.
«Сотрудничество между Конкурентным ведомством Армении и ФАС России является важным фактором для обмена опытом и содействует развитию конкуренции на территории двух государств», – заключил Артак Шабоян.
Читайте также: «Представители органов власти и эксперты в области конкуренции о взаимодействии с ФАС России».