Мероприятие было посвящено вопросам повышения доступности авиационных перевозок и обеспечению экономической устойчивости авиасообщений, а также либерализации воздушного пространства. Участники обсудили существующие проблемы и вопросы обеспечения устойчивого воздушного сообщения.
«В последнее время на российском рынке, также как и в других странах, обанкротились несколько крупных компаний. Это приводит к социальной напряженности и проблемам экономической устойчивости. Наша задача сделать так, чтобы процессы оздоровления были на пользу и авиакомпаниям, и пассажирам», – заметил руководитель Штаба, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
Заместитель председателя МАК Роман Вдовенко рассказал о путях оздоровления проблемных авиакомпаний, включая критерии и методы оценки финансово-экономического состояния и устойчивости компаний, о международном опыте в сфере оздоровления проблемных компаний (США, Япония, ЕС), а также о предложениях по использованию этого опыта на евразийском пространстве.
Одной из ключевых тем заседания стала цифровизация в авиации. Представители АО «Газпромнефть-Аэро» рассказали о своих наработках в области интеллектуального авиатопливообеспечения, о переходе на полную автоматизацию процесса – от работы с документооборотом до автозаправки и контроля качества авиатоплива.
Обсуждались также вопросы совершенствования систем бронирования и продаж билетов, технологического и нормативно-правового обеспечения цифровизации в авиации и в экономике в целом, преодоления киберугроз в гражданской авиации. Также участники обратили внимание на развитие инфраструктуры аэропортов и низкобюджетных воздушных перевозок – лоукостеров.
«Сейчас необходимо оказать поддержку новым инициативам для того, чтобы улучшить ситуацию с транспортной доступностью. К сожалению, пока мы по транспортной доступности на пространствах СНГ отстаем от аналогичных регионов мира, в частности от стран ЕС, примерно в 2,5 раза, от США – в 4 раза. Получается, что каждый наш пассажир имеет возможность пользоваться авиатранспортом во много раз меньше жителей других регионов мира, – отметил руководитель Штаба Анатолий Голомолзин.
«Пришло время подготовить рынки к изменениям и к появлению новых технологий. Каждый из обсужденных вопросов станет предметом для последующих детальных проработок представителями МСАП, МАК, участников рынка в сфере авиации. От того, каким образом развивается ситуация с авиаперевозками и в странах СНГ, и в мире, зависит будущее авиакомпаний и возможности пассажиров», – отметил он.
В заключительной части мероприятия Анатолий Голомолзин указал на значимость совместных действий в этом направлении и необходимость проведения выездных заседаний на различных площадках, позволяющих наглядно изучать ситуацию и делать соответствующие выводы.