По словам представителя антимонопольного органа, в 2017 г. в ведомство поступило почти 90 тыс. жалоб на закупки в рамках Закона № 44-ФЗ, в 2015 г. этот показатель был на уровне 70 тыс. Число жалоб на закупки госкомпаний в 2017 г. превысило 7,5 тыс., в 2015 г. – свыше 6 тыс.
Большинство нарушений по Закону № 44-ФЗ касались требований к составу заявки, формированию объекта закупки, требований к участникам и порядка оценки заявок.
«Зачастую госзаказчики устанавливают непрозрачный порядок оценки заявок, формируют неоднозначную инструкцию по заполнению заявок, объединяют в один лот работы, технически и функционально не связанные между собой, допускают нарушения в описании объекта закупки и используют неверный способ определения поставщика», – уточнила она.
В числе типовых нарушений Закона № 223-ФЗ: предъявление неправомерных требований к участникам закупки и составу их заявок, а также неверное формирование положений проектов договоров. Например, речь идет о некорректно установленных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок участников закупки, не позволяющих объективно выявить лучшее предложение. Также распространено установление неизмеряемых требований к участникам закупки. Например, требование о наличии у участника соответствующих материальных, финансовых, кадровых ресурсов.