Как сказано в пояснительной записке к проекту, он разработан в целях имплементации в российское законодательство положений принятого 6 декабря 2005 г. в Женеве протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, заключенного в Марракеше 15 апреля 1994 г.
Протокол предусматривает дополнение Соглашения статьей 31bis, которая предоставляет право членам ВТО с недостаточными мощностями по производству лекарств обращаться к другому члену ВТО в случае чрезвычайной ситуации за помощью в обеспечении государства необходимым количеством лекарств.
Используя ст. 31bis Соглашения, Российская Федерация может организовать производство лекарственных препаратов для поставки в государства постсоветского пространства по доступной цене в целях борьбы с эпидемиями, уточняют авторы инициативы. Вместе с тем и сама Российская Федерация при борьбе с эпидемией может использовать данный механизм для импорта дорогостоящих лекарств, которые произведут другие члены ВТО по принудительной лицензии.
В целях регламентации механизма использования ст. 31bis Соглашения законопроектом предлагается внести изменения в ст. 1239 и 1362 ч. 4 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие возможность принятия Правительством РФ решения о предоставлении прав использования изобретения, относящегося к лекарственному средству для медицинского применения, для производства соответствующего лекарственного средства в целях его последующего экспорта без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом и с выплатой ему вознаграждения.
Как полагает Минобрнауки России, наделение Правительства РФ правом принимать решения о предоставлении принудительной лицензии позволит сформировать гибкий и прозрачный правовой механизм и обеспечить возможность быстрого принятия решений.
Читайте также:
– Власти упрощают выдачу принудительных лицензий;
– Импортные лекарства хотят выпустить на российский рынок без испытаний.