Полномочие по установлению порядка подготовки, рассмотрения, согласования этих перечней в силу Закона о недрах закреплено за агентством. Соответствующий Приказ Роснедр от 15.06.2012 № 687 определяет форму перечня участков недр местного значения, его содержание, а также исчерпывающие случаи отказа Роснедр в согласовании этих перечней.
При этом Приказ № 687 не регламентирует саму процедуру подготовки перечней. В частности, отсутствуют нормы, определяющие последовательность действий органов региональной власти при включении участков недр в проекты перечней, отсутствуют основания для формирования таких перечней, требования к информированию широкого круга лиц о перечне участков недр местного значения и др.
Таким образом, отсутствие регламентированного порядка утверждения перечня участков недр местного значения на уровне субъекта делает процедуру их утверждения органом исполнительной власти субъекта непрозрачной, и как следствие, закрытым сам процесс их предоставления.
В бездействии агентства содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
«Неурегулированность вопроса подготовки перечня участков недр местного значения может создавать барьеры доступа к этим ресурсам для организаций, заинтересованных в получении прав на такие участки, и напротив, позволять ряду компаний получать эти права в приоритетном порядке. Порядок подготовки перечней участков недр, которые впоследствии могут быть предоставлены без торгов, должен быть регламентирован, доступен и понятен для всех лиц», – подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
Федеральному агентству по недропользованию надлежит до 1 октября 2018 г. установить требования, по которым субъекты должны формировать перечни участков недр местного значения на своих территориях.