Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Минэнерго России и ФАС России проанализировали...
Минэнерго России и ФАС России проанализировали ситуацию с моторными топливами в РФ

На сайте антимонопольного ведомства опубликован отчет Минэнерго России и ФАС России по текущей ситуации на рынке моторных топлив в РФ.

Баланс автомобильного бензина

За семь месяцев 2018 г. производство автомобильного бензина класса 5 составило 21 944 тыс. т, что на 759 тыс. т (на 3,6%) больше, чем за аналогичный период 2017 г. В августе 2018 г. нефтеперерабатывающие заводы планируют произвести 3469 тыс. т автомобильного бензина класса 5. С учетом завершения внеплановых ремонтов на Куйбышевском и Ачинском НПЗ ПАО «НК „Роснефть“» отмечаются ожидания о полном выполнении заявленных планов по производству автомобильного бензина.

За семь месяцев 2018 г. на внутренний рынок поставлено 20 202 тыс. т автомобильного бензина 5-го класса, что на 146 тыс. т (на 0,7%) больше, чем за аналогичный период 2017 г. В августе запланировано поставить на внутренний рынок 3378,6 тыс. т, что на 72,6 тыс. т (на 2,2%) больше, чем за тот же период 2017 г.

Экспорт автомобильного бензина, связанный в том числе с поставками российскими компаниями на собственные АЗС в странах ЕАЭС, находится на минимальном уровне (6,8% от объема производства). Рост объемов экспорта наблюдается у компаний, которые ввели новые вторичные нефтеперерабатывающие мощности (Киришский НПЗ ОАО «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ группы «Новый поток»). При этом подтверждена возможность и готовность компаний переориентировать часть экспортных объемов на внутренний рынок в августе-сентябре 2018 г. при наличии такой потребности и заявок участников рынка с учетом плановых и внеплановых ремонтов на НПЗ.

В настоящий момент остатки автомобильного бензина составляют 1760 тыс. т, что на 70 тыс. т больше уровня 2017 г. Достигнутые производственные показатели указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего рынка Российской Федерации.

По планам компаний в августе 2018 г. должно быть реализовано на биржевых торгах 643,5 тыс. т автомобильного бензина (в среднем 19% от объема поставок на внутренний рынок). По состоянию на 22 августа 2018 г. указанные планы перевыполняются на 63 тыс. т (+14%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном объеме и по приемлемым ценам.


Баланс дизельного топлива

За семь месяцев 2018 г. производство дизельного топлива класса 5 составило 44 286 тыс. т, что на 2109 тыс. т (на 5,0%) больше, чем за аналогичный период 2017 г.

За семь месяцев 2018 г. отгрузка дизельного топлива класса 5 на внутренний рынок составила 21 770 тыс. т, что на 1531 тыс. т (на 7,6%) больше, чем за аналогичный период 2017 г. Внутреннее потребление дизельного топлива составляет 49% от объема производства.

По состоянию на 20 августа 2018 г. запасы дизельного топлива на НПЗ, ПНПО и в системе «Транснефти» находятся на высоком уровне – 2405 тыс. т (на 128 тыс. т больше, чем в 2017 г.).

По планам компаний в августе 2018 г. должно быть реализовано на биржевых торгах 534,4 тыс. т дизельного топлива (в среднем 19% от объема поставок на внутренний рынок). По состоянию на 22 августа 2018 г. указанные планы перевыполняются на 38 тыс. т (+10,5%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном объеме и по приемлемым ценам.

ФАС России и Минэнерго России рекомендуют компаниям, не участвующим в биржевых торгах автомобильного бензина и дизельного топлива или реализующим незначительные объемы на бирже, начать организовывать соответствующие поставки для формирования более четких ценовых индикаторов на нефтепродуктовых рынках.

 

Вопросы рыночного ценообразования на рынке моторного топлива

В соответствии с законодательством РФ цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий. Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной альтернативы.

Основные объективные факторы, определяющие динамику роста цен на моторное топливо: увеличение мировых цен и налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра в нефтяной отрасли и изменении чувствительности корректировки курса доллара США в зависимости от колебаний цен на нефть.

В целях недопущения резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Правительство РФ с 1 июня 2018 г. снизило налоговые ставки акциза на автомобильный бензин экологического класса К5 и на дизельное топливо (на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно). При этом нефтяные компании обязались обеспечить достаточные оптовые поставки моторного топлива на внутренний рынок, в том числе в адрес независимых участников рынка. Благодаря принятым мерам валовая маржинальность АЗС (разница в розничных и мелкооптовых ценах) показывает положительную динамику к уровню конца мая 2018 г.

Минэнерго России и ФАС России осуществляют ежедневный мониторинг производства и поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок РФ, планов и фактического осуществления ремонтов на НПЗ, а также ценовой ситуации на оптовых и розничных рынках моторного топлива. На сегодняшний день ситуация с топливообеспечением стабильная.

ФАС России

27 августа 2018 г.