В бюллетене отмечается, что существует две основные модели субконтрактации: японская, ориентированная на выстраивание долгосрочных отношений, и американская, которой свойственен краткосрочный характер отношений в рамках одного заказа. В соответствии с данными моделями различаются и подходы к государственной политике в данной сфере. Если в Японии меры по развитию субконтрактации выделяются в качестве одного из направлений госполитики, то в госполитике США субконтрактация выступает только в качестве механизма для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к госзакупкам.
Эксперты считают, что в России одним из барьеров для развития субконтрактации является несогласованность мер по поддержке этого механизма. «Минпромторгом, Минэкономразвития и корпорацией МСП разрабатывается и реализуется ряд мер, способствующих развитию данной сферы. Ряд инициатив реализуется региональными организациями. С недавнего времени наблюдается определенная кооперация в этом направлении, однако в соответствии с заявлениями экспертов необходим централизованный подход к поддержке субконтрактации», – пишут специалисты.
Также авторы доклада отмечают, что действующие в России требования по проведению госкомпаниями закупок у субъектов МСП могут препятствовать налаживанию долгосрочных связей в рамках механизма субконтрактации. Долгосрочное сотрудничество между крупной госкомпанией и субконтрактором может трактоваться как нарушение принципа обеспечения конкуренции при проведении закупок. Таким образом, для развития механизма целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о закупках госкомпаний с целью предоставления им возможности налаживания долгосрочных субконтрактных отношений, полагают эксперты.