Как глава контролирующего отрасль ведомства, Игорь Артемьев рассказал о регулировании оборонного заказа, его результатах и новых вызовах.
«Одним из положительных итогов синергии полномочий ФАС по контролю размещения ГОЗ и ценообразования всей кооперации стал рост объема штрафов в 20 раз», – подчеркнул он.
ФАС России выдала предписания о перечислении незаконно полученного дохода в бюджет на сумму более 1,2 млрд руб., раскрыла 19 картельных сговоров в оборонном секторе на торгах объемом более 4,1 млрд руб. и снизила цены по госконтрактам в ходе регистрации на сумму более 13,9 млрд руб.
«Мы должны закончить электронизацию сферы рассмотрения заявок по ценообразованию. Это в разы повысит прозрачность системы и возможность оперативного выявления нарушений», – добавил Игорь Артемьев.
«Нами внедрены основы контрольно-надзорной деятельности в сфере ГОЗ: ФАС наделена функциями по защите публичных интересов, внедрены запреты по ценообразованию и нецелевому использованию денежных средств и санкции за нарушения, определен порядок проведения расследований и проверок», – сообщил он.
Он рассказал о проведенной реформе ценообразования, предполагающей внедрение мотивационной модели ценообразования, приоритизацию методов определения цен и внедрение единой методологии для всей кооперации. Глава ФАС России подчеркнул, что метод бенчмаркинга применяется только в конкурентных областях.
«Каждый год предприятие получает индексацию за счет инфляции, остальное – за счет экономии издержек. Все зависит от того, как вы построите эту модель для своего производства», – отметил руководитель ФАС России.
Также он напомнил об Указе Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», исполнение которого в сфере ГОЗ достигается путем оптимизации законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, устранением административных барьеров доступа на рынок комплектующих изделий для ГОЗ и совершенствованием системы показателей деятельности менеджмента госкомпаний.
«В Указе есть место и гособоронзаказу. Нам предстоит составить специальный план, что нужно сделать для того, чтобы повысить эффективность и конкуренцию там, где это возможно», – отметил глава антимонопольной службы. При этом Игорь Артемьев добавил, что нет цели искусственно насаждать конкуренцию там, где это не имеет смысла.
Говоря о задачах по работе в области оборонзаказа, он обозначил цели по внедрению «специальных режимов» закупок для технически сложной нестандартизированной продукции, предоставлению возможности осуществления закупки у нескольких поставщиков без проведения торгов и возможности проведения аудита исполнителей.
По его словам, устранение административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции среди поставщиков комплектующих, должно быть достигнуто за счет обеспечения недискриминационого доступа к документации, снижения затрат на испытания и регламентации действий заказчиков.
Кроме того, необходимо внедрить показатели деятельности менеджмента госкомпаний, стимулирующих к оптимизации производства: динамика цен и издержек в разрезе видов продукции и комплектующих изделий, эффективность работы с поставщиками и снижение уровня накладных расходов.
В завершение своего выступления Игорь Артемьев предложил создать рабочую группу по взаимодействию в сфере ОПК, которая в полной мере сможет учесть специфику отрасли.
Читайте также: «Госорганы представили свои предложения и результаты работы по контролю в сфере ГОЗ».