Бурятское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) решило применить радикальный способ борьбы с постоянными нарушениями законодательства компанией «Бурятнефтепродукт». Служба подала иск в арбитражный суд о принудительном разделении этой «дочки» «Роснефти». Эксперты полагают, что если ФАС выиграет, у нее появится новый серьезный способ давления на нарушителей.
Компания «Бурятнефтепродукт» — дочернее предприятие государственной «Роснефти» своими действиями заставило ФАС республики пойти в арбитражный суд. Заместитель главы ФАС России Анатолий Голомолзин напомнил, что компания неоднократно нарушала закон. В частности, при росте оптовой цены снижала розничную и таким образом занимала преимущественное положение перед независимыми участниками розничного рынка, у которых своих перерабатывающих заводов нет. ФАС по этому поводу налагала взыскания на «Бурятнефтепродукт», однако арбитраж Бурятии недавно признал недействительным назначенный службой штраф в размере 875,1 тыс. руб. Антимонопольщики это решение обжаловали в апелляционном суде, кассация будет рассматриваться в апреле.
Одновременно служба подала иск о принудительном разделении компании на оптовую и розничную в связи с многократными нарушениями ею антимонопольного законодательства. ФАС предлагает оставить за компанией только розничную торговлю горюче-смазочными материалами, а оптовую передать новообразованному юридическому лицу. «Этот шаг позволит сделать более прозрачными сделки ГСМ на рынке Бурятии», — цитирует Интерфакс слова представителя пресс-службы ФАС.
В «Роснефти» комментировать сложившуюся ситуацию отказались. В свою очередь Анатолий Голомолзин заявил «МН», что по закону для ликвидации нарушений антимонопольного законодательства может применяться и такая мера, как принудительное разделение компании. «Поэтому в данном случае наши коллеги поступили в соответствии со своей компетенцией», — сказал чиновник.
Если ФАС выиграет суд, на рынке будет создан прецедент: до сих пор антимонопольные органы не пытались применить к нарушителю столь жесткие меры. По словам Анатолия Голомолзина, подобные случаи были лишь в энергетике, но там законом запрещено совмещение нескольких видов деятельности. Так, в 2008 году суд подтвердил законность решения УФАС по Кировской области обязать Кировский завод по обработке цветных металлов (входит в холдинг УГМК) провести реорганизацию, исключающую совмещение деятельности по купле-продаже электроэнергии с деятельностью по ее передаче. «Однако, по данным ЕГРЮЛ, компания так и не была реорганизована», — напоминает Ярослав Кулик, старший юрист компании Art de Lex.
По словам Кулика, суд может принять решение о разделении компании только при наличии ряда условий: возможности обособления структурных подразделений такой организации, отсутствии технологической взаимосвязи подразделений организации и возможности осуществлять самостоятельную деятельность вновь созданными юридическими лицами. Эксперт полагает, что поскольку такой иск будет рассматриваться впервые, очень вероятен отказ в его удовлетворении. «Однако для ФАС России такой опыт, очевидно, является необходимым», — считает Кулик.
Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз», полагает, что для ФАС судебный процесс над ОАО «Бурятнефтепродукт» является еще одним инструментом давления на крупные нефтяные компании с тем, чтобы последние не использовали свое доминирующее положение на рынке. «Если получится выиграть суд, то возможны повторные иски к другим операторам рынка. Если же инициатива не увенчается успехом, то антимонопольное ведомство скорее всего продолжит искать другие способы влияния на участников внутреннего рынка нефтепродуктов», — заключает аналитик.