ФАС России по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича подготовила проект справки-доклада о состоянии конкуренции в морских портах РФ за 2015–2017 гг., передает «Коммерсантъ». Свои предложения ведомство направило в Минтранс России. Подготовка документа связана со спором между ФАС России и крупнейшими стивидорами о том, как нужно дерегулировать отрасль и, в частности, выводить конкретные порты и терминалы из списка естественных монополий.
В августе Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила в ФАС России и Минэкономики России письмо, в котором утверждала, что в результате ввода новых портовых мощностей в 2012–2016 гг. «по состоянию на 2017 год на рынке сложилась фактическая конкуренция».
Но ФАС России с этим не согласна. Как заявил «Ъ» советник главы службы Павел Шпилевой, по итогам анализа ограниченная конкуренция обнаружена на рынке перевалки черных металлов, минимальная – по зерну, средняя – по перевалке нефтепродуктов, а в некоторых сегментах она вообще отсутствует. В ходе анализа ФАС России учитывала вид грузов, отдельно выделяя кэптивные порты, оценивая условия доставки грузов в порт и его глубоководность. Также служба принимала во внимание, на какие средства построена инфраструктура. «Есть терминалы, созданные за бюджетные деньги, и сегодня они сдаются в аренду за скромные 1–2% от выручки, а есть примеры на Тамани, в Усть-Луге, на Дальнем Востоке, куда средства вкладывают частные инвесторы. Условия конкуренции здесь никак не равны», – подчеркивает Павел Шпилевой.
Отдельный вопрос – географические границы рынка, которые ФАС России трактовала в соответствии с законом как границы порта. «ФАС понимает дискуссионность вопроса, но если гипотетически предположить, что это морской бассейн, при учете всех вышеперечисленных критериев получается, что у нас один-два участника рынка. И либо это монополия, либо коллективное доминирование», – поясняет Павел Шпилевой. Он добавил, что ФАС будет делать вывод о наличии конкуренции, если у потребителя с учетом перечисленных критериев есть реальная возможность выбора порта перевалки на экономически сопоставимых условиях. Подготовленный проект доклада служба договорилась обсудить с участниками рынка на площадке РСПП.