Минэнерго России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“», которым предлагается исключить из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ отношения, связанные с внутригрупповыми закупками, закупками финансовых услуг и сделками с недвижимостью.
Каждая из предлагаемых новелл так объясняется в пояснительной записке к документу.
1. Если исключить внутрикорпоративные закупки из сферы действия Закона № 223-ФЗ, по мнению авторов инициативы, такие сделки будут заключаться в существенно более сжатые сроки, что повысит оперативность финансирования приоритетных проектов.
2. Предусмотренные Законом № 223-ФЗ процедуры не обеспечивают оперативность совершения заказчиками финансовых сделок. Другие участники рынка финансовых услуг, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ, а также кредитные организации, проинформированные заранее о таких финансовых сделках (и имеющие возможность оптимизировать условия своих финансовых операций), получают необоснованное конкурентное преимущество перед заказчиками по Закону № 223-ФЗ.
Введение экономических санкций в отношении ряда российских финансовых компаний накладывает дополнительные ограничения на выбор финансовых организаций для оказания целого ряда финансовых услуг, особенно в рамках организации привлечения внешнего финансирования и проведения международных расчетов.
Кроме того, ряд финансовых услуг (использование систем электронного документооборота, консолидация и финансирование с мастер-счета и пр.) являются сопутствующими и могут оказываться только финансовыми организациями, с которыми уже заключены соответствующие соглашения.
3. Предусмотренные Законом № 223-ФЗ процедуры не обеспечивают оперативность совершения заказчиками закупки недвижимости.
Объекты недвижимости, в том числе земельные участки, являются объектами с уникальными характеристиками. Ценность и важность конкретного участка либо здания, строения, сооружения с определенными заказчиком характеристиками, включая его местоположение, не могут быть компенсированы объектом с другим месторасположением либо приобретены на принципах состязательности у лиц, не являющихся их собственниками.
В случае с объектами капитального строительства, в том числе геологоразведки и обустройства месторождений и иных линейных производственных объектов, выбор места их размещения основан на проектных решениях, обусловлен требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических, градостроительных регламентов, государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной и промышленной безопасности, границами зон с особыми условиями использования территорий.