ФАС России начала работу по анализу состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог за 2015–2016 гг.
В этом году анализ впервые коснется рынка строительства дорог не только федерального значения, но и регионального и межмуниципального уровня. В этих целях центральный аппарат ФАС России разработал и направил в территориальные управления антимонопольной службы специальные методические рекомендации. Также в рамках анализа соответствующие запросы направлены в Минтранс России, Росавтодор и ГК «Автодор». В настоящий момент обрабатываются первые поступившие данные.
Напомним, в 2015 г. ФАС России проводила подобный анализ в отношении рынка строительства (реконструкции) дорог федерального значения за 2013–2014 гг. Тогда он показал тенденцию к увеличению доли крупнейших игроков на этом рынке. Так, тройка крупнейших подрядчиков (ПАО «МОСТОТРЕСТ», ЗАО «ВАД» и ООО «Трансстроймеханизация») заняла по итогам 2014 г. 47% рынка, тогда как аналогичный показатель 2013 г. составил 34%.
Кроме того, было установлено, что при проведении конкурсов с ограниченным участием на строительство (реконструкцию) дорог в 21,7% случаев до участия в них допускалась только одна заявка. При этом одной из наиболее частых причин отказа в допуске другим участникам становилось несоответствие их оборудования требованиям заказчика.
«Устанавливая избыточные требования к материальным ресурсам и оборудованию, которые могут быть и не связаны со строительством или несущественными для него, заказчик создает себе возможность отклонить заявки и оставить исключительно „нужного“ участника закупки. Это свидетельствует о непрозрачности торгов на строительство дорог, неслучайно их победителями становятся одни и те же компании», – прокомментировал ситуацию заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
В ходе анализа рынка капитального ремонта дорог будут изучены данные не только о закупках по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, концессиях и ГЧП в области дорожного строительства, но и о количестве государственных (муниципальных) заданий, работах, выполненных непосредственно генподрядчиками и их субподрядчиками, а также сведения о том, на сколько снижалась цена строительства после прохождения проектной документацией экспертизы и подведения итогов торгов.
Важно отметить, что теперь будут учитываться сведения только о выполненных и оплаченных работах, что исключит погрешности подсчета из-за двойного учета работ.
Итоги анализа состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог за 2015–2016 гг. будут подведены в четвертом квартале 2017 г.