Международное экспертное сообщество обсудило проблемы взаимодействия конкуренции, промышленной политики и глобальной экономики.
В мае в г. Порту (Португалия) состоялась дискуссия в узком формате, организованная международным изданием «Международная конкурентная политика» (Competition Policy International, CPI) и Институтом Глобального Антитраста (Global Antitrust Institute), по проблемам взаимодействия конкурентной политики, промышленной политики и глобальной экономики. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
В рамках дискуссии участники обсудили вопросы, касающиеся рассмотрения промышленной политики конкурентными ведомствами при расследовании дел о нарушении антимонопольного законодательства или выставлении условий при контроле слияний. Кроме того, важным вопросом в повестке стало обсуждение возможности координации национальных конкурентных ведомств при выставлении условий при трансграничных сделках и способности условий, выставленных в одной юрисдикции, повлиять на состояние конкуренции за ее пределами. Участниками встречи также была поднята проблема «рентоориентированности» или же влияния на конкурентные ведомства крупных компаний, когда национальные антимонопольные органы обсуждают условия по согласованию сделок между их конкурентами.
Модераторами мероприятия выступил г-н Дуглас Гинсбург, член Апелляционного суда округа Колумбия, США, профессор Университетского колледжа Лондона, и Дэвид Эванс, руководитель CPI. В круглом столе участвовали руководители конкурентных ведомств ряда стран мира (Австралия, Бельгия, Израиль, Испания, Канада, Мексика, Нидерланды, Россия, Сингапур, США, Чили, ЮАР, Япония), юридических и консультационных фирм. В качестве основного докладчика был приглашен Фредерик Женни, председатель Комитета по конкуренции ОЭСР.
В ходе дискуссии Андрей Цыганов прокомментировал необходимость корреляции промышленной и антимонопольной политики, рассказал о том, что в соответствии с процедурами российской системы государственного управления, ФАС России является важным звеном в цепочке согласования промышленных политик с целью устранения коллизий в законодательстве. Кроме того, в настоящее время ФАС России завершает процесс подготовки Национального плана развития конкуренции (в котором, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, участвовали ключевые отраслевые Министерства Российской Федерации), в соответствии с которым отраслевые политики будут переориентированы в русле проконкурентного развития.
Заместитель руководителя ФАС России особо подчеркнул активную роль конкурентных ведомств в изменении отраслевой политики и законодательства, не только путем адвокатирования конкуренции, но и в результате последовательного правоприменения. Андрей Цыганов привел в качестве примеров:
- рынки нефтепродуктов, где «три волны» дел о нарушении АМЗ, рассмотренных ФАС России, привели к коренному пересмотру всей системы отраслевого регулирования на проконкурентных началах;
- розничную торговлю, а также автомобильный и фармацевтический рынки, где после серии дел были разработаны Кодексы лучших практик и стало развиваться саморегулирование;
- строительную отрасль, где результатом пресечения повторяющихся нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о закупках стало введение специальной системы разрешения споров с участием ФАС России.
Также он остановился на важности многофункционального характера конкурентного ведомства для активного вмешательства в отраслевые политики. «Именно многофункциональность позволяет нам выбрать наиболее эффективный способ воздействия на проблемы, возникающие в тех или иных отраслях экономики. Мы вправе использовать правоприменение в рамках законодательства о конкуренции, принимать решения в области тарифного регулирования, усовершенствовать правила закупок, добиться отмены или изменения актов органов власти, ограничивающих конкуренцию», - сказал Андрей Цыганов.