В связи с публикациями в средствах массовой информации, связанных с поступившим в адрес антимонопольного ведомства письмом ПАО «Транснефть», ФАС России опровергает приведенные там доводы.
По вопросу критики работы ФАС России в рамках разбирательства в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (ПАО «НМТП») напоминаем, что ведомство признало ПАО «НМТП» и его дочернее общество ООО «Приморский торговый порт» нарушившими антимонопольное законодательство в части установления и поддержания монопольно высоких цен на услуги по перевалке грузов.
Компаниям было выдано предписание о прекращении нарушения, а ПАО «НМТП» было также предписано перечислить в федеральный бюджет Российской Федерации незаконно полученный доход в размере порядка 9,8 млрд рублей. В случае несогласия с решением ФАС России у компании есть возможность оспорить его в суде.
Доводы о действиях ФАС России в интересах ПАО «НК «Роснефть» при разбирательстве по вопросу нормативных потерь при транспортировке нефти также не соответствуют действительности, так как это разбирательство было инициировано жалобой ПАО «НК «Роснефть», поданной в полном соответствии требованиям законодательства Российской Федерации. В ходе рассмотрения заявления, ФАС России запросила документы, сведения и пояснения как у Минэнерго с ПАО «Транснефть», так и непосредственно у самой ПАО «НК «Роснефть». Следует также отметить, что по итогам рассмотрения этого заявления ФАС России приняла решения об отказе в возбуждении дела о нарушении ПАО «Транснефть» Закона о защите конкуренции.
Также безосновательны утверждения о предвзятости ФАС России относительно проведенной закупки труб для магистральных трубопроводов компанией ПАО «Транснефть», извещение о которой было размещено 30 марта 2017 года. В письме ФАС России, направленном в компанию 24 апреля 2017 года, были приведены конкретные нарушения требований и документов, регламентирующих проведение закупок. Среди них:
На основании этого антимонопольное ведомство в письме к президенту ПАО «Транснефть» Н.П. Токареву просило пересмотреть условия проведения этой закупки и привести положения документации в соответствие с требованиями Закона о закупках и положением ПАО «Транснефть» о закупках.
Еще одним некорректным доводом, приведенном СМИ, стало утверждение об отказе ведомства от рассмотрения проекта закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов». ФАС России подробно изучила этот проект ФЗ и пришла к выводу о том, что положения, содержащиеся в нем, дублируют нормы, закрепленные в других федеральных законах, например, в Федеральном законе «О защите конкуренции», ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «Об электроэнергетике», а также разработанных в рамках этих федеральных законов актов Правительства Российской Федерации*.
По мнению ФАС России, действующая нормативно-правовая база, регулирующая сферу деятельности транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, является достаточной и не требует разработки специального федерального закона. Кроме этого необходимо отметить, что ПАО «Транснефть» не является субъектом законодательной инициативы.
Таким образом ФАС России полагает, что приведенная критика в адрес деятельности антимонопольного ведомства является неконструктивной и не обоснованной. Вместе с тем, ФАС России выражает свою готовность на взаимодействие и сотрудничество с ПАО «Транснефть» в целях дальнейшего совершенствования деятельности компании.