Антимонопольщики намерены пресекать практику стопроцентного возврата инвестиций за счет бюджета, а также ввести минимальный порог участия частного капитала в концессионных проектах. Эксперты считают, что это приведет к фатальному сокращению количества как проектов, так и инвесторов, а также заморозит развитие рынка концессионных облигаций.
В начале недели на сайте службы было опубликовано заявление, в котором излагались планы ведомства на изменение существующей практики заключения концессионных соглашений. "ФАС России предлагает... установить в законе о концессионных соглашениях минимальный размер доли финансирования частным инвестором", – говорится в сообщении. По словам исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светланы Бик, антимонопольщики заняли жесткую позицию после кейса "Башкирдорстроя". В конце января ФАС постановила аннулировать результаты конкурса на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск, который выиграла эта организация. По условиям соглашения затраты концессионера должны были полностью возмещаться за счет государства, и с этим обстоятельством не согласилась ФАС. "Позиция ФАС: в конкурсе, где есть плата концедента и из бюджета полностью компенсируются затраты частного партнера, – это не концессия и не инвестиция", – говорит госпожа Бик. В пресс-службе ФАС подтвердили, что предложения исходят из позиции ведомства относительно природы возвратных средств в концессиях. "Финансирование части расходов на строительство за счет собственных или привлеченных средств компании – победителя торгов с последующей оплатой из бюджета – это типичная ситуация для госзакупок", – сообщили в пресс-службе. Концессией же, по словам антимонопольщиков, может считаться только такое соглашение, при котором "предусматривается прибыль за счет эксплуатации объекта концессионного соглашения из иных источников (не бюджета) – например, оплата проезда по платной дороге и т. д.".