15 июня 2016 года на площадке Объединения французских предпринимателей (МЕДЕФ) состоялась встреча с представителями французских бизнес-кругов, организатором которой стало Торговое представительство Российской Федерации во Франции. В данной встрече приняли участие заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов и заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.
На встрече присутствовали представители французских компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере фармацевтики, промышленности, юридических услуг, электроэнергетики, газоснабжения, консалтинга и продуктов питания.
В начале встречи Андрей Цыганов рассказал представителям французского бизнеса о расширении полномочий ФАС России в связи с наделением Службы функциями по тарифному регулированию и контролю за государственным оборонным заказом. Он отметил, что тарифное, антимонопольное регулирование и регулирование государственных закупок теперь строятся на единых проконкурентных подходах. В своей деятельности ФАС России ставит на первое место интересы потребителей, а не естественных монополий, а индексация тарифов происходит на основе методов «инфляция минус» и «затраты минус».
В продолжение презентации Андрей Цыганов рассказал об изменениях российского антимонопольного законодательства. Поправки в российское антимонопольное законодательство существенно расширяют институты предупреждения и предостережения, которые теперь распространяются и на должностных лиц органов государственной власти, недобросовестную конкуренцию и многие составы злоупотребления доминирующим положением. Это позволит ФАС России сконцентрироваться на расследовании действительно крупных и важных дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Упраздняется Реестр субъектов, занимающих долю на товарном рынке более 35 процентов товарного рынка. Таким образом, снимается излишняя административная нагрузка по представлению антимонопольному органу сведений. Из-под антимонопольного контроля исключаются сделки доминирующих хозяйствующих субъектов, активы которых не превышают размеров, установленных Законом.
Еще одним положением «четвертого антимонопольного пакета» является исключение случаев одновременного наложения оборотного штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, введены важнейшие процессуальные изменения: единые обязательные требования к структуре решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, определению о назначении дела к рассмотрению. Вводится новый процессуальный документ - Заключение об обстоятельствах дела. С целью защиты интересов лиц, в отношении которых рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия по рассмотрению дела до вынесения решения обязана принять такое заключение, которое содержит фактические обстоятельств дела и доказательства, на основании которых антимонопольный орган приходит к тем или иным выводам. При этом лицам, участвующим в деле, должна быть предоставлена возможность ознакомления с таким заключением для заявления своих возражений и пояснений. Таким образом, до вынесения решения лица, участвующие в деле, могут фактически ознакомиться с проектом решения по делу.
Кроме того, следуя Рекомендациям ОЭСР, «четвертый антимонопольный пакет» закрепил обязанность проводить анализ состояния конкуренции по каждому конкретному делу в объеме, необходимом для принятия решения.
В продолжение презентации Андрей Цыганов рассказал об основных направлениях международного сотрудничества ФАС России. В настоящее время наиболее интенсивным является сотрудничество с национальными конкурентными ведомствами в рамках Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). В этой связи он отметил, что Евразийский экономический союз начал функционировать 1 января 2015 года, а полномочия по расследованию нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках переданы ЕЭК.
ФАС России активно развивает сотрудничество и в рамках БРИКС. 19 мая 2016 года в г. Санкт-Петербург состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики стран БРИКС. Данный документ выводит сотрудничество конкурентных ведомств стран БРИКС на совершенно новый уровень. В частности, данный документ предусматривает создание Рабочей группы по исследованию вопросов конкуренции в социально-значимых секторах экономики стран БРИКС. Это особенно важно, поскольку французские компании активно представлены на рынках всех стран БРИКС.
Завершая свою презентацию, Андрей Цыганов отметил, что ФАС России высоко ценит возможность информировать представителей зарубежных компаний об изменениях российского антимонопольного законодательства и ответить на вопросы, интересующие представителей бизнеса, поскольку работа ФАС России строится на принципах абсолютной прозрачности и открытости для диалога.
В продолжение встречи заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко подробно рассказал о практике правопримения в Российской Федерации. В частности, большой интерес со стороны французских бизнес-кругов вызвало дело против компании Google.
В развитие данной темы Алексей Доценко рассказал, что 20 февраля 2015 года ФАС России возбудила дело в отношении Google Inc. Google Ireland Ltd., ООО «Гугл» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с обращением компании «Яндекс» с жалобой на антиконкурентные действия.
В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России, председателем которой был Алексей Доценко, установила, что нарушения Google выразились в предоставлении контрагентам - производителям мобильных устройств для предустановки на мобильные устройства, предназначенные для введения в оборот на территории Российской Федерации, под управлением операционной системы Android (мобильные устройства), магазина приложений Google Play при условиях, включающих в себя обязательную предустановку приложений Google, а также его поисковой системы и их обязательного размещения на приоритетных позициях на домашней странице устройства. Кроме того, действия Google приводили к запрету на предустановку иных приложений ряда других разработчиков.
Решение по данному делу было вынесено 14 сентября 2015 года. ФАС России признала Google Inc. Google Ireland Ltd. (далее Google) нарушившими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением).
По завершению рассмотрения дела ФАС России выдала Google предписание устранить нарушение закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС «Андроид». В частности, компании Google необходимо скорректировать договоры с производителями мобильных устройств – исключить из соглашений антиконкурентные требования, ограничивающие установку приложений и сервисов других разработчиков.
В результате разработчики приложений получат возможность предустанавливать свое ПО на мобильные устройства, а пользователи мобильных устройств под управлением ОС «Андроид», распространенных на территории РФ, будут информированы о деактивации предустановленных приложений Google, изменении поисковой машины в браузере Google Chrome, возможности установки иного виджета поиска и установки иных приложений, аналогичных входящим в пакет GMS, а также смены расположения иконок на экране устройства в форме уведомления, которое должно быть выведено на экран мобильного устройства.
14 марта 2016 года Арбитражный суд г. Москвы признал законным решение ФАС России по делу о злоупотреблении Google своим доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в операционной системе Android, локализованных для Российской Федерации.
Встреча продолжилась сессией впросов-ответов, в рамках которой участники обсудили такие вопросы как особенности механизмов расследования дел о нарушении антимонопольного законодательства Евразийской экономической комиссией, а также развитие антимонопольного законодательства и политики в сфере обращения лекарственных средств.