Среда, 16 октября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Конференции /  Антимонопольное регулирование банковской...
Антимонопольное регулирование банковской деятельности

Антимонопольное регулирование банковской деятельности: почему растет число возбуждаемых ФАС России дел и какие реформы нужны антимонопольному законодательству?

11 ноября 2014 г. в Москве открыта площадка для дискуссий между ведущими специалистами в области экономики, права и антимонопольного законодательства.

Конференция «Антимонопольное регулирование банковской деятельности» проходила при организационной поддержке российского коммерческого банка «Связь-Банк» в представительстве группы Внешэкономбанка, Международного банковского клуба «Аналитика без границ» и Адвокатского бюро «Линия права». Модераторами выступили старший юрист АБ «Линия права» Алексей Костоваров и шеф-редактор юридического журнала «Конкуренция и право», специализирующегося на вопросах антимонопольной политики и конкуренции, Виктория Цыганкова.

Основной темой обсуждения стала практическая деятельность ФАС России в  сфере банковской деятельности, были рассмотрены конкретные примеры судебных разбирательств по делам, возбужденным против российских банков, владельцев малого и среднего бизнеса, нарушающих антимонопольное законодательство.

На вопрос, почему антимонопольных дел в России больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, ответил директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), кандидат экономических наук Алексей Ульянов. Согласно приведенной статистике, ФАС России ежегодно возбуждает примерно 10 тыс. дел, из которых 90%, по мнению Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» не обоснованны и направлены на ухудшение конкуренции. Эксперты антимонопольной службы приводят две сомнительных причин того, почему количество дел столь велико: наследие советского монополизма и низкий уровень правовой культуры. 

Руководитель платежной системы BLIZKO Связь-Банка Андрей Лайков. Он представил краткую характеристику ситуации на рынке платежей, а также остановился на необходимости страхования денежных переводов, что позволило бы избежать банкротства этих систем и потери средств российских граждан. Выступающий подчеркнул, что требуется пресечь демпингование осуществляемое некоторыми игроками, и в этом должна сыграть свою роль ФАС России.

Свой взгляд на практику антимонопольной службы предложил известный экономист, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ Вадим Новиков, рассказавший о «рейдах на рассвете». Отвечая на вопрос, что такое ФАС России, сравнил антимонопольную службу конвейером, который ежегодно выводит на поток более 2135 серийных дел.  Между тем, по данным ежегодного отчета Global Competition Review, Федеральная торговая система США в год расследует 15 дел. Из доклада экономиста можно сделать вывод о необходимости ввести практику подробного экономического анализа рынка в процессе расследования антимонопольных дел. Кроме того, важно правильно задавать масштаб и оценивать последствия таких споров.

Это подтвердила и начальник отдела правовых рисков ОАО «Сбербанк России» Татьяна Мачкова. По ее словам, любая проверка антимонопольного органа– это возбужденное дело, а все данные, собранные во время внеплановой проверки, представляют собой  практически неоспоримые доказательства  в суде, что приводит к жесткому контролю внутренней деловой переписки.

Социологические основы антимонопольного регулирования на примере опросной практики и логики рассмотрения дел ФАС России представил директор Центра методологии федеративных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Рогозин. По теории ошибок, сформулированной американскими экспертами в области социологических исследований, для антимонопольного органа наиболее характерны некорректность   составления вопросов и  репрезентации.  Одна из проблем заключается в том, что в большинстве случаев антимонопольный орган при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства вправе использовать «любые имеющиеся в деле доказательства». Это означает,  что решение принимается исходя из субъективных данных опросов.

Заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Адашева подняла вопрос об экономических основах антимонопольного регулирования. Говоря о том, как важно привлекать экономистов к антимонопольным разбирательствам, Авдашева отметила, что роль экономистов высока как на дальних, так и на ближних подступах к рассмотрению дела. Подробный экономический анализ того является ли цена монопольно высокой и осуществляется ли дискриминация, в определенных случаях помогает доказать, что компания не занимает доминирующее положение.

С этим мнением согласилась начальник отдела правовых рисков ОАО «Сбербанк России» Татьяна Мачкова. В докладе «Злоупотребление доминирующим положением: дело Сбербанка России» она рассказала о прецедентном для банковского рынка деле по аннуитетным платежам, проанализировав судебный спор между УФАС по Ростовской области и Сбербанком России. (подробнее см. статью «Запрет на злоупотребления: крупные тоже плачут», № 4 «конкуренция и право», 2014 г.). Из судебных тяжб удалось извлечь важный урок – к рассмотрению антимонопольных дел необходимо привлекать экономистов. По словам Татьяны Мачковой, «положительный результат любого дела – это симбиоз экономики и юриспруденции».

Фото предоставлено организатором конференции

Ольга Тюрина, «Конкуренция и право»

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
27 ноября 2014 г.

Цифра недели

85%

картельных сговоров выявляется на госзакупках

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе