21 марта 2014 г. в стенах ТПП России состоялся ежегодный Антимонопольный форум, организованный Объединением Корпоративных Юристов (ОКЮР) при поддержке ФАС России. Форум «Новый «антимонопольный пакет» был посвящен поправкам в Закон о защите конкуренции.
На открытии Форума Александра Нестеренко, президент НП «Объединение Корпоративных Юристов», подчеркнула, что традиционно нынешний Форум будет иметь интерактивный характер, и призвала участников к максимальной открытости и активности.
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, в своем выступлении отметил, что некоторые эксперты упрекают антимонопольную службу в частом изменении антимонопольного законодательства. «Не только наша жизнь, но и экономика не стоит все время на месте, совершенно закономерно, что все элементы российского антимонопольного законодательства и правоприменения должны постоянно развиваться и совершенствоваться», − указал он.
По словам А. Цыганова, в рамках указанных поправок предполагается расширение применения институтов предупреждения и предостережения, а также упразднение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. «Предлагаемые поправки родились не в тишине кабинетов, а берутся прежде всего из практики антимонопольной службы и на основе широкого общественного обсуждения с представителями бизнеса, юридического сообщества и гражданского общества», − сообщил А. Цыганов. Также, по мнению заместителя руководителя ФАС России, важным элементом развития антимонопольного регулирования является утвержденная Правительством РФ дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский рассказал об основных направлениях работы антимонопольной службы сегодня. Он отметил, что основным вектором развития станет расширение института предупреждения и предостережения, которое позволит ФАС России стать органом предупредительного характера.
Докладчик подробно рассказал о главных нововведениях нового антимонопольного пакета. «Во-первых, законопроект исключает функцию по ведению реестра субъектов, занимающих долю на товарном рынке более 35% товарного рынка. Таким образом, снимается административная нагрузка по представлению антимонопольному органу сведений. Во-вторых, антимонопольная служба выступает за ограничение создания государственных и муниципальных предприятий органами власти. Они не должны создаваться на конкурентных рынках», − подчеркнул представитель ФАС России.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев раскрыл стандарты доказывания картелей и позицию антимонопольного органа по ним. «Анализ судебных решений, − заявил А. Тенишев, − позволяет сделать вывод о том, что для судов важно наличие соглашений между конкурентами и причинно-следственная связь между этими соглашениями и поведением конкурентов на рынке».
В ходе обсуждения работы ФАС России А. Тенишев также подтвердил информацию о возможности наделения ее полномочиями органа дознания. Данные полномочия, по его мнению, необходимы антимонопольному органу для реализации принципа неотвратимости наступления ответственности картелей.
Фото: ОКЮР
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции