Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Конференции /  Антимонопольные треки — 2025
Антимонопольные треки — 2025

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2025 г.

Сезон флагманских мероприятий этого года открыт: 20 марта при поддержке ФАС России и ЕЭК прошел Антимонопольный форум ОКЮР. Он традиционно стал масштабным событием для экспертного сообщества как по охвату тем, так и по составу спикеров. Президент ОКЮР Александра Нестеренко, открывая форум, отметила, что впервые самые острые вопросы антимонопольной повестки будут обсуждаться сразу в двух плоскостях: не только на уровне национального регулирования, но и с учетом практики ЕЭК.

Форум стартовал с темы новых законодательных инициатив и тенденций в практике. Модератор первой сессии Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», назвала вектор ключевых изменений. По ее словам, с внедрением «цифры» появляются новые вызовы для сферы антитраста и сейчас в фокусе находится вопрос, как адаптировать антимонопольное регулирование к этим новым диджитал-трендам.

О недавних законодательных изменениях и планах на 2025 г. рассказала начальник Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская. Среди основных предложений ведомства — увеличение административной ответственности за непредставление ходатайств экономконцентрации, отмена антимонопольных иммунитетов, унификация процедуры отраслевых торгов и подсудности тарифных споров, спецправила для нетранзакционных платформ.

Оксана Токарева, руководитель аппарата общественного представителя Уполномоченного по антимонопольному законодательству, руководитель GR-направления «ТехноНИКОЛЬ», отметила, что регулятор готов к диалогу. Она обратила внимание на важные для бизнеса вопросы: отмена антимонопольных иммунитетов — может снизить инвестиции в отечественные исследования и новые разработки; пороговую стоимость активов объекта экономконцентрации в целях предварительного согласования сделок с ФАС России — предложено бессрочно увеличить до 2 млрд руб.; закрытость критериев риска в ГИС «Антикартель».

В продолжение темы начальник Управления по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок ФАС России Олег Дубков остановился на правовых основах для ГИС «Антикартель», ее архитектуре. Первая очередь системы создана и аттестована в 2024 г. на платформе «Гостех». Сейчас служба работает над второй очередью, предполагающей внедрение анализа информации с помощью элементов искусственного интеллекта на основе большой языковой модели.

Елена Соколовская в своем докладе рассказала, как развитие рынка электронной коммерции повлияло на состояние конкуренции. «В ФАС России поступает множество жалоб на недобросовестные действия как селлеров, которые торгуют товарами на маркетплейсах, так и владельцев таких платформ», — подчеркнула она и привела примеры типовых жалоб. Детально проанализировав новые дела о нарушении антимонопольного законодательства на маркетплейсах, Елена также назвала практики, которые потенциально могут быть признаны недобросовестным поведением: фейковые отзывы, ценовой демпинг на маркетплейсах и др. «Платформы становятся новой средой для нарушений, и регулятор ведет активную работу по их превенции и пресечению путем принятия документов рекомендательного характера», — заключила спикер.

Продолжила дискуссию Евгения Борзило, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры». Она выделила две тенденции в судебной практике по недобросовестной конкуренции: устранение деформации, когда нормы закона применяются для пресечения любой недобросовестности; оценку действий регулятора по анализу рынков. Кроме того, Евгения призвала бизнес не недооценивать антимонопольные риски и использовать частные иски как способ защиты, отметив, что законодательство всегда допускало их подачу по антимонопольным делам. Сейчас эта тенденция только усиливается.

Начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Ангелина Богатырева сообщила о рассматриваемых службой делах фармкомпаний. Они ввели в оборот дженерики лекарственных препаратов, оригиналы которых были защищены действующими патентами. Спикер напомнила, что такие действия являются недобросовестной конкуренцией в отношении не только поставщиков оригинального препарата, но и других фармкомпаний, которые зарегистрировали свои дженерики и ждут завершения действия патента, чтобы легально ввести их в оборот.

 

Модератор второй сессии, партнер «Делькредере» Анастасия Тараданкина рассказала о способах, позволяющих минимизировать риски ценовых нарушений. Она подчеркнула, что компаниям важно отслеживать динамику изменений цен и себестоимости товаров и быть готовыми обосновать регулятору любые серьезные колебания.

Надежда Шаравская, начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России, отметила активное развитие института добровольных ценовых обязательств среди крупных ретейлеров и рассказала о развивающейся практике службы в сфере ценовых нарушений.

Анализом перспектив развития динамического ценообразования (ДЦО) поделилась Татьяна Семенова, руководитель по правовому сопровождению антимонопольного и административного регулирования ООО «Газпромнефть Экспертные решения». По ее словам, ДЦО может быть адаптировано к разным сферам экономики с использованием отечественных разработок в сфере ИИ и Big Data.

Как подчеркнула Надия Гореславская, партнер юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры», затратный метод остается ключевым при анализе регулятором обоснованности цен. Спикер остановилась на методах, используемых при анализе сырьевых товаров, и рекомендовала компаниям включать принципы ответственного ценообразования в свои ценовые политики.

Ирина Николаичева, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России, рассказала, что регулятор уже выдал предупреждение маркетплейсам в отношении автоакций с требованием участия продавцов в акциях платформ только после явного согласия. В 2025 г. служба продолжит проводить масштабный анализ цифровых рынков.

По словам Павла Палкичева, руководителя международного блока антимонопольной практики «Яндекс Go», для цифровых сервисов важны балансирование спроса и предложения и разработка разных пользовательских сценариев, которые влияют на итоговую стоимость услуг.

Руководитель антимонопольного направления HeadHunter Вацлав Макарский отметил, что платформе с многообразием групп пользователей очень сложно установить четкую структуру издержек. Поэтому для обоснования ценообразования на цифровых рынках необходимо учитывать разные бизнес-метрики и демонстрировать рост качества услуги в случае роста цены на нее.

Ирина Князева, профессор, руководитель Центра исследования конкуренции и экономики Сибирского института управления РАНХИГС, член научно-методического совета ФАС России, подчеркнула: компаниям важно находить баланс между маркетинговыми инструментами и требованиями закона к ценообразованию. Без четкой сегментации рынка под скидочные программы и акции существует высокий риск нарушения Закона о защите конкуренции1.

 

Модератор третьей сессии Мухамед Хамуков, руководитель направления GR Ozon, обратился к члену Коллегии (министру) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максиму Ермоловичу с вопросами о направлениях работы блока ЕЭК по конкуренции в 2025 г.

Министр подчеркнул, что за 10 лет деятельности Комиссии выстроилось конструктивное взаимодействие со странами ЕАЭС. Он отметил создание условий для эффективной работы института мотивированного представления в национальных законодательствах, направление которого позволяет совершать определенные юридические действия для проведения Комиссией расследований. Максим Ермолович также информировал о перечне секторов и рынков, оценку состояния конкуренции на которых блок ЕЭК начал в 2025 г.

Сергей Беляков, председатель правления Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития, рассказал, какие основные вызовы и барьеры возникают в процессе межрегионального взаимодействия между странами ЕАЭС в части движения товаров, капитала и людей. Он также назвал меры, которые могли бы улучшить трансграничную торговлю.

По замечанию Елены Бычковой, управляющего директора ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан», интерес антимонопольных регуляторов к цифровым рынкам как к новому явлению понятен, но изучение рынков, основанное на методике оценки состояния конкуренции, ограничивает контролирующие органы в выборе инструментов и методов. Двусторонний взаимовыгодный диалог между бизнесом и регуляторами мог бы привести к обоюдным полезным для практики выводам.

Председатель Комиссии по антимонопольному праву и конкуренции Международной торговой палаты Республики Армении Артур Будурян считает, что изменения на законодательном уровне для регуляции нарушений с использованием алгоритмов зависят от их вида. Нужен четкий подход регуляторов к вопросу о негласных коллизиях (tacit collusion). Применение алгоритмов хозяйствующими субъектами уже осложняет выявление нарушений. Доступность Интернета позволяет использовать алгоритмы для мониторинга и управления действиями партнеров на близлежащих территориях и на трансграничных рынках.

Сергей Максимов, директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК, поделился, как складывается взаимодействие Комиссии с судебной системой Союза, обозначил тренды в работе с этой системой и привел судебную новеллу по вопросу об использовании претензии в качестве инструмента недобросовестной конкуренции. Спикер отметил исключительность полномочий Суда ЕАЭС в части рассмотрения жалоб на решения Коллегии ЕЭК по делам о нарушениях общих правил конкуренции на трансграничных рынках, выдачи консультативных заключений по разъяснению положений Договора о ЕАЭС, в том числе по вопросам антимонопольного регулирования.

Адель Калиев, руководитель направления ЕАЭС и Казахстан антимонопольной практики «Делькредере», подробно рассказал о том, какие возможности дает обращение в ЕЭК за защитой своих прав и законных интересов на трансграничных рынках. В частности, такое обращение позволяет получить данные о возможном нарушении правил конкуренции во всех пяти странах Союза. ЕЭК обобщает и аккумулирует лучшие практики по делам о нарушении конкуренции.

В своем выступлении заместитель руководителя Секретариата Суда ЕАЭС — начальник экспертно-аналитического отдела Кирилл Энтин отметил, что при рассмотрении дел в сфере общих правил конкуренции суд уделяет большое внимание вопросам доказанности совершения нарушения, а также соблюдению ЕЭК процедурных требований и права на защиту.

 

В ходе четвертой сессии Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, в интервью с модератором Марией Кобаненко, партнером ЕПАМ, рассказал о текущих тенденциях и изменениях в применении Закона № 57-ФЗ2 об иностранных инвестициях в стратегические общества и представил срез практики и подходов регулятора по рассмотрению сделок и ходатайств, а также привел примеры из судебной практики.

Маргарита Белякова, независимый директор частных компаний, академический руководитель программы ВШЭ «Директор департамента корпоративного управления», обратила внимание на законопроект3 о внесении изменений в Закон № 57-ФЗ. Стратегическими, согласно законопроекту, должны признаваться не только общества, осуществляющие стратегический вид деятельности или имеющие лицензию на ее осуществление, но и любые общества, у которых есть возможность, в том числе необходимые материально-технические и производственно-экономических ресурсы, такую деятельность вести. Это значительно расширяет сферу применения закона, причем четкие критерии стратегического общества отсутствуют.

По словам Марии Кобаненко, рынок положительно оценил очное рассмотрение ФАС России ходатайств о согласовании сделок. По новым правилам, если регулятор усматривает, что сделка может отрицательно повлиять на конкуренцию, готовится заключение о ее обстоятельствах и стороны могут представить ведомству позиции в рамках очного рассмотрения ходатайства. Это прозрачный и полезный инструмент.

Первый заместитель генерального директора фонда «Центр стратегических разработок» Татьяна Радченко отметила, что подходы к определению доминирующего положения в законодательстве о конкуренции и стратегических обществах могут не совпадать. Из часто встречающихся поведенческих предписаний спикер выделила вывод продукции на биржевые торги, информирование ФАС России о ценах, разработку и публикацию подходов к ценообразованию.

Артем Исайчик, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок ФАС России, рассказал об антиконкурентных соглашениях, а также разъяснил границы взаимодействия с заказчиками на торгах. Он привел примеры из практики службы, в том числе дело о картеле продавцов наушников на маркетплейсах.

 

Фото предоставлены ОКЮР.

По материалам пресс-службы ОКЮР.

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен ФАС России, ID проекта: 02/04/02-25/00154454).

 


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
17 апреля 2025 г.