23 ноября 2020 г. члены Ассоциации «НП „Объединение корпоративных юристов“»
провели в режиме видео-конференц-связи круглый стол в рамках цикла «Диалог с
властью» «Диалог с Евразийской экономической комиссией». В нем приняли участие директор
Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок
Евразийской экономической комиссии Алия Джумабаева и директор Департамента
антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич. Модераторами встречи
выступили президент ОКЮР Александра Нестеренко и партнер Baker McKenzie Антон
Суббот.
Алия Джумабаева отметила, что для ЕЭК важно взаимодействие с
юридическим и бизнес-сообществом: «Такие встречи полезны, потому что у нас устанавливается
обратная связь с вами, мы можем анализировать ваши предложения для того, чтобы
в дальнейшем совершенствовать право союза. Эти встречи не просто приветствуются
– они важны для нас». Она рассказала участникам круглого стола о работе по
внесению изменений в нормативные акты, которыми руководствуется ЕЭК в своей
деятельности. В частности, на стадии ратификации в странах ЕАЭС находятся
важные поправки в Договор о ЕАЭС о введении институтов предупреждения и
предостережения (аналогичных институтам, закрепленным в законодательстве
стран-участниц) и разработке порядка освобождения от ответственности при
добровольном заявлении о заключении хозяйствующим субъектом (субъектом рынка)
соглашения, недопустимого в соответствии с п. 3–5 ст. 76 Договора о ЕАЭС, а
равно участии в нем (далее – порядок освобождения от ответственности). Исходя
из этих изменений, которые, как ожидается, вступят в силу в начале 2021 г., ЕЭК
работает над действующими и новыми актами, касающимися соответствующих процедур.
Так, порядок рассмотрения
заявлений будет регламентировать выдачу предупреждения и необходимость
проведения анализа рынка уже на этом этапе (сейчас такой анализ проходит на
этапе расследования). Предполагается в случае необходимости проводить по
инициативе Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК консультации, на
которых компании смогут донести свою позицию, в том числе и по предупреждению.
Такую необходимость и состав участников консультаций департамент будет определять
самостоятельно.
Порядок проведения
расследований будет предусматривать сбор доказательств нарушения или его
отсутствия, а также возможность провести дополнительный анализ рынка. При рассмотрении
дел компании смогут предоставить дополнительные документы, например в связи с
вновь открывшимися обстоятельствами.
В методике расчета штрафов
появится положение о том, что перечень обстоятельств, смягчающих
ответственность, является открытым. Так, субъект может выполнять иные, не названные
в перечне действия, которые играют существенную роль в проведении ЕЭК
расследования, рассмотрении дела о нарушении общих правил конкуренции на
трансграничном рынке и восстановлении условий конкуренции, и могут расцениваться
в качестве смягчающих обстоятельств, подлежащих применению при расчете штрафа.
Кроме того, ЕЭК ведет работу
над двумя новыми актами: правилами вынесения предостережений и порядком освобождения
от ответственности.
При этом в порядок рассмотрения
дел уже внесено положение о возможности приостановить сроки
рассмотрения дела из-за введения в странах ЕАЭС ограничений, связанных с
ухудшением эпидемиологической обстановки либо введением военного или
чрезвычайного положения, которые делают невозможным участие в рассмотрении дела.
В продолжение круглого стола Алексей Сушкевич рассказал о
правоприменительной практике ЕЭК за 2020 г.: изучены 23 заявления (в основном о
злоупотреблении доминирующим положением и недобросовестной конкуренции), по ним
выданы 9 предложений, проведены 11 расследований (часть из них еще продолжаются)
и рассмотрены 10 дел. В сфере внимания ЕЭК оказались рынки медицинской техники
и расходных материалов, лекарственных препаратов, услуг международного
роуминга, кабельно-проводниковой продукции, изоляционных древесно-волокнистых
плит, шин, трансформаторной стали, угля, продуктов питания, услуг по
сертификации аудиторов и бухгалтеров и др.
Рассказывая о наиболее важных
заявлениях и делах ЕЭК, спикер отметил трудности и вопросы, с которыми регулятор
сталкивается на практике. Среди них:
- сложность разрешения дел о
недобросовестной конкуренции в связи с отсутствием наднационального регулирования
в сфере интеллектуальной собственности;
- проблема исполнения решений ЕЭК;
- вопрос юрисдикции ЕЭК на рынке
сжиженного газа;
- позиция участников рынка о
трансграничности услуг международного роуминга;
- вопрос соотношения действий
ассоциации и ее членов и др.
Выступающий также отметил
успешный опыт применения предложения как инструмента мягкого регулирования по
ряду заявлений.
Алексей Сушкевич раскрыл подробности
некоторых дел 2019–2020 гг., в том числе о картеле на рынке кохлеарной
имплантации (раздел рынка между дистрибьюторами по
территориальному принципу), о координации на рынке шин для легковых автомобилей
(прекращено в связи с разъяснениями Суда ЕАЭС о
невозможности квалифицировать как координацию взаимоотношения сторон, состоящих
в вертикальных отношениях), о распространении ассоциацией недостоверной
информации и др.
Директор Департамента
антимонопольного регулирования ЕЭК обратил внимание на заинтересованность ЕЭК в
защите конкуренции на цифровых рынках: «Комиссия прекрасно понимает, что
участники рынков в цифровой экономике действуют в международном масштабе, это
заведомо трансграничные рынки. Мы сейчас выбираем направления приложения своих
сил, чтобы это было полезно всем и создавало определенность и предсказуемость в
цифровой экономике».
Участники круглого стола обсудили
и другие волнующие бизнес проблемы правоприменения. Так, Алексей Сушкевич
пояснил, что распределение территорий между дистрибьюторами может быть допустимым,
если оно осуществляется в рамках вертикальных соглашений. Опасения должны возникать,
если доля компаний, участвующих в таком соглашении, превышает 20% или
дистрибьюторы поддерживают раздел рынка самостоятельными действиями и
координируют поведение друг с другом (например, отказываясь от продажи товара
при обращении потребителя), вступая таким образом в картельный сговор.
Представитель ЕЭК отметил также,
что страны ЕАЭС ожидают решения по вопросу легализации параллельного импорта на
уровне права ЕАЭС.
Александра Нестеренко в завершение предложила ЕЭК помощь членов ОКЮР в
экспертизе и выработке позиции юристов бизнеса по проблемам, возникающим на
трансграничных рынках.
Пресс-служба ОКЮР