Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Интервью /  «Мы с интересом следим за изменениями в сфере...
«Мы с интересом следим за изменениями в сфере конкуренции в России»

В эксклюзивном интервью главному эксперту журнала «Конкуренция и право» Елене Соколовской генеральный директор австрийского Федерального конкурентного ведомства (ФКВ)1 доктор Теодор Таннер рассказал об особенностях антимонопольного регулирования в Европе, о сотрудничестве разных стран в решении проблем контроля за конкуренцией и, в частности, о деятельности международной рабочей группы, созданной на базе антимонопольных служб Австрии и России.

Господин Таннер, на каких принципах построена работа антимонопольного органа в Австрии?

– Австрийское Федеральное конкурентное ведомство было учреждено в качестве единовластного государственного органа Законом о конкуренции (Wettbewerbsgesetz) в 2002 г. Генеральный директор не подчиняется приказам министерства, хотя с административной точки зрения ФКВ относится к Министерству экономики. Ведомство поддерживает здоровую конкурентную среду в Австрии. ФКВ повышает осведомленность общества о картелях и антимонопольной деятельности, обеспечивая публичное освещение, прозрачность и внешние связи с общественностью и потребителями, чтобы уменьшить число антимонопольных правонарушений и упростить процедуру их выявления.

Для австрийской системы характерно разделение органов, ведущих расследования и принимающих решения. Федеральное конкурентное ведомство действует как независимый государственный прокурор. Этот орган проводит расследования и выступает в качестве юридической стороны в делах о картелях. ФКВ обладает полномочиями для проведения проверок, опросов и имеет право направлять запросы о предоставлении информации. Оно подготавливает ходатайства о наложении штрафов в картельный суд и применяет программу смягчения ответственности (leniency programme).

С момента учреждения австрийского Федерального конкурентного ведомства компаниям было предъявлено штрафов на 118 млн евро за картельные соглашения, соглашения о фиксировании цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке и подобные нарушения.

Какие тенденции развития антимонопольного регулирования в Австрии Вы бы отметили?

– С 2011 г. один из ключевых моментов – защита потребителей в секторе розничных продаж. Пока что государственные органы используют комплексный подход. С одной стороны, в качестве сдерживающих мер применяются расследования, судебные разбирательства и штрафы, препятствующие распространению практики искусственного поддержания цен перепродажи и трехстороннего фиксирования цен в различных областях розничных продаж. С другой стороны, ФКВ инициировало процесс, направленный на то, чтобы более эффективно предотвращать нарушения и обеспечить соблюдение требований законодательства благодаря тесному сотрудничеству с заинтересованными лицами, экспертами и практикующими юристами.

Одна из основных трудностей, которую в настоящий момент необходимо решить, – предоставить следователям возможность предотвратить антимонопольные нарушения в ходе проведения расследования. ФКВ добилось от законодателей обещания изменить это правило так, чтобы предприятия, старающиеся затянуть расследование, впредь не могли избежать наказания за нарушения антимонопольного законодательства.

Что касается нефтегазовой отрасли, где ФКВ провело исследование рынка и выявило нарушения, перенос бремени доказывания будет зафиксирован юридически: в дальнейшем поставщики должны будут доказывать обоснованность своих цен на энергоносители.

Назовите, пожалуйста, наиболее эффективные институты антимонопольные регулирования с точки зрения австрийских государственных органов.

– Хотя расследования, судебные разбирательства и штрафы – это один из методов борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства, ФКВ также рекомендует предприятиям заблаговременно предотвращать нарушения. Для этого конкурентное ведомство проводит ежемесячные форумы, посвященные тому, как обеспечить исполнение антимонопольного законодательства в Австрии. Форум «Разговоры о конкуренции» предназначен для компаний, практикующих юристов, экспертов и сотрудников ведомства и позволяет им поучаствовать в плодотворном обсуждении. На сегодня были рассмотрены такие проблемы, как реформирование австрийского антимонопольного законодательства, проведение проверок государственными органами и связанные с этим правовые вопросы, антимонопольное законодательство и СМИ, мониторинг конкуренции, вертикальные ограничения и новые основополагающие принципы программы смягчения ответственности в 2013 г. Кроме того, в апреле прошлого года ФКВ организовало двухдневную конференцию, посвященную предотвращению нарушений и обеспечению соблюдения законодательства, в которой приняла участие начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева. Она была модератором одного из трех круглых столов, проведенного по теме «Политика смягчения ответственности и обеспечение соблюдения законодательства», и подробно рассказала о российском опыте внедрения программы смягчения ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Отвечают ли методы работы ФКВ современным реалиям?

– Картельные соглашения и злоупотребление позицией на рынке наносят вред конкуренции и могут привести к негативным последствиям, связанным с огромным экономическим ущербом. Среди вероятных экономических последствий можно назвать завышенные цены, ограничение выбора для компаний и потребителей и уменьшение числа инноваций. Компании, затронутые незаконными действиями или участвующие в них и желающие прекратить такое участие, могут помочь раскрыть эти нарушения, подав заявление на применение к ним программы смягчения ответственности.

Австрийское антимонопольное ведомство следит за изменениями в мировой экономике и регулярно проводит оценку существующей правовой структуры. Благодаря тесному сотрудничеству с другими ведомствами мы знакомы с передовым опытом разных стран мира и стараемся использовать их наработки в нашей деятельности. Предприятия, участвующие в картелях, нередко действуют на международном уровне, поэтому мы хотим развивать тесное сотрудничество с другими ведомствами, чтобы еще эффективнее бороться с нарушениями. Мы ценим усилия российского антимонопольного ведомства, направленные на укрепление сотрудничества с другими ведомствами в борьбе с картелями, и будем поддерживать такие инициативы.

Следует отметить, что австрийское антимонопольное ведомство поддерживает идею ФАС России по созданию Международной антикартельной организации, аналогичной Интерполу. Целью этой организации будет обеспечить взаимодействие проводящих картельные расследования антимонопольных органов ее стран-участниц. Она будет функционировать на основе принципов открытого членства, соблюдения национального суверенитета, гарантии конфиденциальности передаваемой информации и широких возможностей по сотрудничеству с другими правительственными организациями при обнаружении картелей.

На чем строится сотрудничество между антимонопольными ведомствами Австрии, России и других стран?

– Поскольку мы живем в условиях мировой экономики, картельные нарушения и антиконкурентное поведение – это международные проблемы. Австрийское Федеральное конкурентное ведомство входит в Европейскую конкурентную сеть и, следовательно, юридически связано с остальными членами Европейского союза. Мы также являемся членами Международной конкурентной сети, ОЭСР и ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) и активно участвуем в проектах этих организаций.

Мы стремимся искать стратегических партнеров также за пределами Европейского союза или существующих организаций. Рады тесному сотрудничеству и дружбе с ФАС России и другими государственными органами по всему миру. Наше ведомство уже подписало несколько соглашений о сотрудничестве. Регулярные встречи и семинары по обмену опытом между государственными органами, а также обмен экспертами – основные факторы успешной совместной работы. Взаимное уважение и доверие позволяют нам создавать общие инструменты борьбы с картелями.

В декабре 2012 г. ФКВ заключило соглашение о взаимодействии в области конкурентной политики и антимонопольного регулирования с Евразийской экономической комиссией, а в ноябре 2012 г. – с Советом по конкуренции Марокко. С помощью этих документов укрепляется сотрудничество в области конкуренции и антимонопольного регулирования благодаря применению практических мер к антимонопольному регулированию и развитию конкурентной среды. Оба соглашения уже реализуются. Например, в апреле 2013 г. член Совета по конкуренции Марокко приехал в Вену для участия в программе обмена опытом.

Ранее, в мае 2011 г., ФКВ и ФАС России подписали меморандум о взаимопонимании для укрепления сотрудничества. Соглашение между этими органами регулирует обмен статистическими данными о работе и запросах от двух конкурентных ведомств, обмен методологическими знаниями, общение по вопросам, связанным с обеспечением соблюдения законодательства, лучшие практики в области расследований.

На основании меморандума в 2011 г. по инициативе ФАС России и австрийского ведомства была сформирована международная рабочая группа. Ее цель – изучение колебаний цен на нефть и нефтепродукты. С момента создания рабочей группы было проведено пять заседаний, в которых приняли участие представители более 20 стран с трех континентов, в том числе Австрии, России, Португалии, Германии, Казахстана, Украины, США, Великобритании и др.

Заседания были посвящены методологии анализа рынков нефти и нефтепродуктов, характеристикам оптовых и розничных продаж, рынков в условиях олигополистической структуры рынка и цепочкам вертикально интегрированных отношений их участников.

С результатами работы рабочей группы можно ознакомиться в статье «Проблемы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способы их решения», подготовленный мной в соавторстве с Анатолием Голомолзиным и опубликованной в австрийском журнале, посвященном вопросам конкуренции2.

Какие события в сфере конкуренции в России Вы могли бы особо отметить?

– С интересом следим за такими изменениями в России, как усовершенствование антимонопольного законодательства и обеспечение его соблюдения. Значительное внимание также привлекает интеграция Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Мы рады поделиться европейским опытом интеграции с нашими коллегами и поддерживаем формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). Один из шагов в этом направлении – недавно принятый Модельный закон о конкуренции для ЕЭП.

Очень важно, чтобы в Модельном законе были учтены лучшие мировые практики и рекомендации международных организаций, таких как ОЭСР и Международная конкурентная сеть. По нашему мнению, хотя этот документ имеет характер рекомендации, он поможет гармонизировать законы и обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства стран – участниц ЕЭП и, следовательно, прозрачность и прогнозируемость хозяйственной деятельности.

 

Интервью с директором Федерального конкурентного ведомства Австрии Т. Таннером на английском языке читайте на сайте журнала «Конкуренция и право» здесь. 

Благодарим за помощь Юлию Липину, переводчика отдела переводов юридической компании «Пепеляев Групп».



1 Austrian Federal Competition Authority (FCA).

2 Thanner T., Golomolzin A. Problems of Pricing in the Markets of Oil and Oil Products and Ways of their Solving // Österreichische Zeitschrift für Kartellrecht. 2013. № 4. P. 123–129.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

04 февраля 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?