О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Глава ФАС России рассказал о результатах контрольной деятельности ведомства в сфере закупок в 2021 г.
22 октября 2021 г.

Анонс: 12 ноября состоится круглый стол «Экосистемы и цифровые платформы, анализ рынка, антимонопольный комплаенс»
22 октября 2021 г.

Минпромторг России до конца года скорректирует нормы о квотировании госзакупок российской продукции
22 октября 2021 г.

Названы индикаторы риска нарушения обязательных требований в тарифной сфере
22 октября 2021 г.

Михаил Мишустин: ведомства изучат вопрос обязательного авансирования госкомпаниями своих закупок
22 октября 2021 г.

«Опора России» направила регуляторам концепцию недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ
22 октября 2021 г.

ФАС России запустит в регионах систему мониторинга и оценки конкуренции в госзаказе
22 октября 2021 г.

Минфин России планирует расширить сферу применения «электронных магазинов» в госзакупках
22 октября 2021 г.

Еще      Все новости
STRABAG оштрафован на 45 млн евро за сговор на австрийском строительном рынке
21 октября 2021 г.

ФАС России предлагает обновить Руководство МКС по борьбе с картелями в части международного сотрудничества
21 октября 2021 г.

Власти Великобритании оштрафовали Facebook на 50,5 млн фунтов стерлингов за нарушение при покупке Giphy
20 октября 2021 г.

Суд ЕАЭС вынес решение по спору о возобновлении ЕЭК производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования
19 октября 2021 г.

ЕЭК предложила пересмотреть инструментарий по адвокатированию конкуренции Международной конкурентной сети с позиции наднациональных регуляторов
14 октября 2021 г.

В Испании поставщиков железной дороги оштрафовали на 127 млн евро за сговор
14 октября 2021 г.

Австралийский регулятор хочет запретить сделку на рынке услуг по лечению бесплодия
13 октября 2021 г.

Немецкий регулятор опубликовал новые документы по программе смягчения наказания и штрафам за картели
12 октября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 53310
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 21990
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 21920
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20016
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 19792
 Обзоры

 Анонcы

Всероссийская конференция «Антимонопольная политика и конкуренция в GR»
27 октября 2021 г. с 11:00 до 17:00 GR-клуб GR BUSINESS UNION проведет Всероссийскую конференцию «Антимонопольная политика и конкуренция в GR».
Полный текст
IV международная конференция Суда ЕАЭС «Обеспечение единообразного применения права Евразийского экономического союза: роль Суда»
17–19 ноября 2021 г. пройдет IV международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Обеспечение единообразного применения права Евразийского экономического союза: роль Суда».
Полный текст
7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2021»
18–19 ноября 2021 г. компания «Диалог Менеджмент Партнерс» проведет 7-ю практическую конференцию «Управление юридическими рисками: статус 2021». Формат комбинированный: очный в Москве и онлайн.
Полный текст
Семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)»
13–15 декабря 2021 г. в Москве состоится семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)». Организатор – Институт развития современных образовательных технологий.
Полный текст



Главная /  Интервью /  Сергей Пузыревский: «Восстановить экономику,...
Сергей Пузыревский: «Восстановить экономику, попирая антимонопольные правила, невозможно»


Заместитель руководителя ФАС России Сергей Анатольевич Пузыревский рассказывает, какие антикризисные решения в антимонопольной сфере могут получить развитие, призывает бизнес активнее использовать имеющиеся в законодательстве возможности и обращаться в ведомство за согласованием допустимых форм проконкурентного сотрудничества, а также акцентирует внимание на тех вопросах, без решения которых нельзя эффективно настроить регулирование в условиях обновленной цифровой реальности.

 

– Сергей Анатольевич, какой стратегии сейчас придерживается антимонопольное ведомство? Преобладает мягкий подход для поддержки бизнеса или усиление регулирования из-за того, что кризис может привести к росту нарушений, поскольку предприниматели стремятся возместить потери?

– Мы наблюдаем четко две тенденции.

С одной стороны, в ряде наиболее пострадавших сфер бизнеса сильно снижена экономическая активность, предприниматели вынуждены по объективным причинам значительно ограничить обороты. С другой стороны, определенные отрасли демонстрируют взрывной рост потребления и повышенный спрос на свою продукцию, что обусловлено текущей эпидемиологической обстановкой.

Антимонопольное регулирование должно быть адекватно тем разнонаправленным последствиям кризиса, которые возникают в экономике.

Рынкам, находящимся в шоковом состоянии, нужны меры поддержки, которые Правительство РФ по поручению Президента РФ и принимает.

Когда происходит всплеск спроса, притом что предложение его полностью покрывает, должны четко срабатывать антимонопольные механизмы. Мы проводим ценовой мониторинг фактически в режиме двадцать четыре на семь и в тесном сотрудничестве с другими органами власти. В условиях чуткого реагирования покупателей на любую информацию о том или ином товаре и вероятного ажиотажного потребления может произойти необоснованное завышение стоимости товаров.

Например, возрастающий спрос после заявлений представителей отдельных ассоциаций о грядущем увеличении цен. На подобные заявления антимонопольное ведомство реагирует моментально и выдает предостережение, чтобы компании понимали, что экономических оснований поднимать цены нет и такое поведение будет рассматриваться как серьезное нарушение. Здесь также отлично помогает такой инструмент, как предупреждение. Эти меры воздействия удерживают от ценовых манипуляций, ситуация быстро выравнивается.

Наконец, когда есть дисбаланс спроса и предложения – спрос сильно увеличивается, а предложение за ним не поспевает, – требуется даже не антимонопольное, а государственное регулирование, в том числе для сдерживания цен. Правда, такие мероприятия должны быть кратковременными.

При этом важно понимать: от того, каким образом бизнесу окажут поддержку сейчас, зависит, каким рынок будет, когда мы выйдем из кризиса.

 

– Перейдем к антикризисным мерам, которые оперативно приняла ФАС России. Одна из них заключается в том, что ведомство перешло на дистанционное рассмотрение дел. Не планируете чаще использовать такой формат и после отмены ограничений?

– Тему дистанционного рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях однозначно нужно развивать. Кстати, и до пандемии заседания в порядке внутренней апелляции по обжалованию решений территориальных управлений практически только в системе видео-конференц-связи и проходили.

Текущая ситуация позволяет такой формат протестировать и подкрутить некоторые опции. Все необходимые правовые основания для его применения в Законе о защите конкуренции1 предусмотрены давно.

Помимо этого, мы горячие сторонники того, чтобы заявки на установление тарифов также подавались в электронной форме. Вопрос только в большом количестве сопутствующих обосновывающих документов, многие из которых должны предоставляться в виде оригиналов. На мой взгляд, все решаемо. Жизнь показывает, что без цифровизации в тарифной сфере далеко не уйти.

Разумеется, есть категории дел, рассмотрение которых с помощью систем видеосвязи сейчас обеспечить нельзя, например когда речь идет о коммерческой и иной охраняемой законом тайне. Но уверен, что в будущем и этот вопрос решится.

 

– Другая предусмотренная антимонопольным ведомством мера – рассрочка по уплате штрафов, которая уже один раз продлевалась до 30 июня. С учетом сложной финансовой ситуации стоит ли компаниям ждать ее нового продления?

– Думаю, для того чтобы сохранить финансовую устойчивость организаций в кризисных условиях, меру по предоставлению рассрочки исполнения постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности можно расширить до года.

 

– В ряде стран регуляторы в качестве временной антивирусной поддержки смягчают антимонопольные требования для некоторых случаев сотрудничества конкурентов. Допускает ли ФАС России анти- и посткризисные формы кооперации конкурирующих компаний?

– Мы постоянно отслеживаем зарубежную практику. Основной посыл у коллег такой: восстановить экономику, попирая антимонопольные правила, невозможно. При этом международные организации, занимающиеся вопросами конкуренции, например ОЭСР, подчеркивают: принимать решения о поддержке той или иной отрасли надо осторожно и с пониманием того, что завтра будет происходить с этими товарными рынками.

Да, многие государства вводят послабления в части антимонопольного регулирования, допуская некоторые формы отраслевой кооперации, чтобы сохранить определенные бизнес-сферы. В Законе о защите конкуренции такие механизмы тоже есть: предусмотрена допустимость соглашений о совместной деятельности. Что это, как не кооперация?

ФАС России готова рассматривать обращения бизнеса о подобных формах сотрудничества между конкурентами со ссылкой на статью 13 названного закона, где говорится о допустимости действий и соглашений. Если речь не идет о ценовой координации, а преследуется цель вывести отрасль из кризиса, то взаимодействие конкурирующих компаний может быть допустимым.

 

– Какова практика по обращениям бизнеса о допустимости форм сотрудничества со ссылкой на статью 13?

– Единичные обращения есть. Здесь важна просветительская работа, и мы призываем бизнес активнее использовать ресурсы российского законодательства.

Многие уверены, что подобная практика сотрудничества однозначно под запретом. Однако совместная деятельность при определенных условиях и с положительным эффектом для экономики, отрасли, потребителей возможна.

Кроме того, не стоит забывать о статье 35 Закона о защите конкуренции. Эта норма позволяет компаниям обратиться к нам с заявлением о проверке проекта любого соглашения на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

Готовы рассматривать любые варианты допустимой кооперации.

 

– Какие антикризисные меры предполагается включить в Национальный план развития конкуренции на 2021–2025 годы?

– Конечно, то, что мы обсуждали в начале года при подготовке нового Нацплана, трансформируется. И сейчас по ряду вопросов дискуссии продолжаются. Но главный акцент – эффективная поддержка малого и среднего бизнеса.

В этом ключе рассматривается комплекс задач.

Дать определенные гарантии стабильности ведения бизнеса с точки зрения неизменности правовых условий и требований, предъявляемых к компаниям. Расширить доступ таких хозсубъектов к закупкам, инфраструктуре, в том числе естественных монополий, а также к природным ресурсам путем введения электронных аукционов при их распределении. Провести ревизию госимущества, и ту собственность, которая не используется, а является для государства обременением, вывести на торги и предоставить бизнесу. Причем высвобождаемое имущество должно предоставляться в приоритетном порядке субъектам малого и среднего предпринимательства. Сопутствующая мера – дать им гарантии стабильности кадастровой стоимости.

Максимальная поддержка такого бизнеса должна стать лейтмотивом Нацплана на новую пятилетку, потому что конкуренция без этого невозможна.

 

– Нужны ли, на Ваш взгляд, дополнительные шаги в сфере защиты конкуренции, чтобы стабилизировать ситуацию на рынках в период выхода из кризиса?

– Чтобы иметь четкие ориентиры, куда антимонопольное регулирование должно двигаться и в период восстановления, и с точки зрения дальнейшего развития, нужно понимать, с какой экономикой будем работать.

А экономика будет преимущественно цифровая, решающее влияние на товарные рынки смещается в пользу сетевых инфраструктур. Именно такие платформы определяют условия обращения товаров, взаимодействия между продавцами и потребителями.

На сегодня эффективно пресекать возможные злоупотребления владельцев платформенных решений мешают, в частности, антимонопольные иммунитеты. Вопрос об их отмене обсуждается несколько лет, но сейчас приобретает огромное значение, поскольку не столько материальные активы, сколько интеллектуальная собственность управляет рынками и диктует правила для них. И мы не должны допускать использование такой собственности для монополизации рынков, притом что зачастую владельцы цифровых платформ не российские компании.

Акты более высокой юридической силы – Конституция РФ и ГК РФ – запрещают экономическую деятельность, направленную на монополизацию, и использование гражданских прав для ограничения конкуренции. Профильный закон должен им в этой части соответствовать.

Не менее важный вопрос, который также не первый год обсуждается, – пятый антимонопольный пакет. С его принятием появятся адекватные механизмы своевременного реагирования на злоупотребления владельцев платформ и противодействия таким правонарушениям.

Мы не имеем права в текущих цифровых условиях оставаться без оружия.


Интервью подготовила

Оксана Бодрягина,

шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»

________________________

1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


09 июня 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.