Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2025 г.
Какие разрабатываются инициативы в сфере госзакупок; какова статистика по соглашениям о стабилизации цен; какие установлены критерии для определения интернет-рекламы. Об этих и других событиях — в традиционной рубрике.
1
августа 2025 г.
вступила в силу новая норма о ГИС «Антикартель»
Закон о защите конкуренции дополнен ст. 9.3 о ГИС «Антикартель».
Федеральным законом от 24.06.2025 № 182-ФЗ установлено, что оператор ГИС — ФАС России, положение о системе утверждает Правительство РФ. ГИС содержит информацию о рисках заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений на основе обработки сведений о торгах, хозсубъектах, предпринимательской деятельности на товарных рынках. Эти данные защищаются российским законодательством. ГИС позволит проводить комплексное исследование информации и ежедневный анализ 100% осуществляемых закупочных процедур, оперативно получать сведения.
Кроме того, внесены изменения в ст. 23, 31 и 32 Закона о защите конкуренции. Исключены требования о размещении на сайте службы: решений (предписаний), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц; решений по результатам пересмотра решений (предписаний) терорганов; уведомлений (сведений) о поступивших ходатайствах при согласовании сделок.
500+
записей
в реестре недостоверных сведений от участников закупок
Реестр недостоверных сведений, представленных участниками закупок, ведет антимонопольное ведомство. На сегодня сделано уже более полутысячи записей. Об этом сообщил руководитель службы Максим Шаскольский на Всероссийской конференции «Госзакупки Пермь — 2025».
ФАС России занимается развитием нормативной правовой базы в сфере госзакупок. Сейчас разрабатывается законопроект, устанавливающий основания, по которым представление участником закупки в составе заявки недостоверных сведений будет признаваться недобросовестной конкуренцией. Прорабатывается вопрос о ведении в открытом доступе реестра лиц, допустивших такое нарушение.
Помимо этого, в Национальном плане развития конкуренции на 2026–2030 гг. в целях анализа прозрачности закупочных процедур предусмотрено мероприятие по размещению информации о закупках у взаимозависимых лиц в государственной информационной системе.
70
регионов
заключили с хозсубъектами соглашения о стабилизации цен
По состоянию на август 2025 г. соглашения заключены в 70 субъектах Российской Федерации с участием 259 производителей, 63 оптовых организаций, 13 098 организаций торговли, 161 аптечной сети и трех сетей автозаправочных станций.
ФАС России отмечает, что за последнее время расширилась география заключения соглашений. К такой мере по стабилизации цен на социально значимые продукты присоединились Республика Хакасия, Свердловская и Томская области. ФАС предлагает продлить возможность заключения соглашений о стабилизации цен.
Антимонопольная служба рекомендует торговым сетям и поставщикам расширять практику заключения долгосрочных договоров. Она предлагает закреплять в этих документах определенные двумя сторонами объемы и цены поставки (диапазон и формулы цен), а также двустороннюю ответственность за невыполнение условий.
1
млн руб.
составит максимальный штраф за непредставление ходатайства о сделке
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 875355-8 о повышении размера штрафов за непредставление в ФАС России ходатайств об осуществлении сделок, представление ходатайств с заведомо недостоверными сведениями или нарушение порядка, сроков их подачи (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ).
Для граждан штраф составит от 30 до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 70 до 100 тыс. руб., а для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн руб.
3
критерия
установлены для определения интернет-рекламы
В целях реализации ст. 18.2 Закона о рекламе определены критерии отнесения к рекламе информации, распространенной на отдельных интернет-ресурсах: на маркетплейсах, сайтах-агрегаторах, поисковых сайтах, в социальных сетях. Такое Постановление Правительства РФ от 24.07.2025 № 1087 вступило в силу 25 июля 2025 г.
Применяются в совокупности следующие критерии: реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования; не имеет характера справочно-информационных или аналитических материалов; не является объявлениями физических или юридических лиц, не связанными с предпринимательской деятельностью.