Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3, 2025 г.
Сколько мероприятий вошло в федеральный проект «Развитие конкуренции»; когда обновятся случаи допустимости соглашений; как изменилось число закупок, по которым проведены проверки. Об этих и других событиях — в традиционной рубрике.
20
мероприятий
вошли в федеральный проект «Развитие конкуренции»
Впервые в рамках реализации нацпроектов утвержден федеральный проект «Развитие конкуренции». Он будет осуществлен в период с 2025 по 2030 г. Об этом заявил руководитель ФАС России Максим Шаскольский.
Основная задача этого федерального проекта — повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Выполнить ее помогут 20 мероприятий, направленных на получение трех общественно значимых результатов: роста уровня развития конкуренции на товарных рынках, улучшения условий функционирования товарных рынков, совершенствования системы национальных ценовых индикаторов.
Максим Шаскольский отметил, что достижение устойчивой и динамичной экономики зависит от эффективности проведения государственной политики в сфере развития конкуренции.
Федеральный проект «Развитие конкуренции» стал первым из семи, которые входят в состав нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», рассмотренным на заседании общественно-экспертного совета на площадке экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
50
процентов —
лимит аванса по госконтрактам в 2025 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.05.2025 № 638. Этим актом по 31 декабря 2025 г. приостановлено действие положений более раннего правительственного Постановления от 09.12.2017 № 1496 в части ограничения авансовых платежей по договорам (госконтрактам) с казначейским сопровождением.
Организации в рамках государственных закупок смогут получать в 2025 г. в качестве аванса до 50% суммы договора (госконтракта) с казначейским сопровождением, но не более лимитов бюджетных обязательств.
Стороны по соглашению вправе в заключенных до 22 мая 2025 г. договорах (государственных контрактах) изменить условия о выплате таких авансов или увеличении их сумм с соблюдением размера обеспечения исполнения (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
1
сентября 2025 г.
обновятся случаи допустимости соглашений
Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 № 543, которое будет действовать с 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г.
Правительственным актом актуализированы общие исключения, касающиеся соглашений между: покупателями и продавцами; хозсубъектами о совместных научных исследованиях и использовании научных (научно-технических) результатов.
Стороны по-прежнему смогут обращаться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения общим исключениям. Несоответствующие соглашения могут быть признаны допустимыми при соблюдении условий ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 583 утратит силу.
39
пунктов
содержит Обзор практики ВС РФ
25 апреля 2025 г. Президиум ВС РФ утвердил Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
В этом документе определены правовые позиции по вопросам: квалификации административных правонарушений; производства по делам о таких правонарушениях; исчисления срока давности привлечения к административной ответственности; расчета штрафа, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств; назначения наказания за нарушение антимонопольного законодательства с применением положений ст. 4.1, 4.1.2, 4.4 КоАП РФ.
15
процентов —
на столько возросло число закупок, по которым проведены проверки
Об этом говорится в отчете Минфина России по результатам мониторинга закупок, осуществленных в соответствии с законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ в I квартале 2025 г.
В отчетном периоде: стало больше закупок, в отношении которых проведены плановые и внеплановые проверки (на 15%); меньше — жалоб, поступающих на действия (бездействие) субъектов контроля (на 22%), а также рассмотренных по существу (на 20%); сильно возросло количество обращений о согласовании заключения контракта с едпоставщиком в случаях признания определений поставщика несостоявшимися (в два раза).