Российское антимонопольное законодательство уже несколько лет находится в стадии реформирования. Сейчас вновь ожидаются серьезные изменения, которые планируется оформить в очередной антимонопольный пакет, на сей раз четвертый.
В настоящее время изменения сформулированы в поправках к законопроекту, прошедшему процедуру первого чтения в Государственной Думе. Единственной целью законопроекта в его первой редакции была отмена уведомительного контроля за сделками (действиями) экономической концентрации. Поправки, которые планируется рассмотреть во втором чтении в Госдуме, существенно меняют концепцию законопроекта и предусматривают ряд серьезных нововведений, не связанных с указанной целью. Именно поэтому способ их принятия вызывает справедливое недоумение и недовольство бизнес-сообщества и практикующих юристов. Остается надеяться, что они будут внесены в нижнюю палату парламента в виде отдельного законопроекта: это позволит экспертному сообществу принять активное участие в его обсуждении.
ФАС России, предложившая поправки, называет четвертый пакет либеральным, заявляя, что антимонопольное регулирование в России должно перейти из карательной сферы в сферу предупредительного надзора. Не согласимся с такой характеристикой в силу нескольких причин.
В Закон о защите конкуренции, в частности, предлагается внести поправку о том, что Правительство РФ может устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, который занимает доминирующее положение и не является при этом субъектом естественной монополии, чья доля на рынке превышает 70%.
На сегодня эти правила могут действовать в отношении товаров субъектов естественных монополий. В дальнейшем их планируется распространить и на дефицитные товары, при этом правила должны будут содержать существенные условия договоров, типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок, а также порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, указание о минимальном уровне их обеспечения и очередности предоставления доступа. Эти изменения свидетельствуют не о либерализации регулирования, а об усилении контроля за доминирующими субъектами, который может повлечь необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Предлагается также узаконить выдачу антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о злоупотреблении доминирующим положением или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией предписаний компаниям об утверждении и опубликовании правил торговой практики, обеспечивающих недискриминационный доступ к товару. В частности, антимонопольный орган предлагает, чтобы в правилах торговой практики были установлены принципы определения цены и оплаты товара, а также существенные условия договора. Опасность такого нововведения для бизнеса заключается в том, что информацией, опубликованной на сайте компании, могут воспользоваться не только потенциальные контрагенты, но и конкуренты. Более того, опубликование таких сведений может вызвать обратный эффект, а именно нарушение антимонопольного законодательства в форме картельного сговора между компанией и ее конкурентами и, соответственно, обвинения со стороны антимонопольного органа.
В ст. 11 Закона о защите конкуренции планируется внести значительные изменения. В частности, согласно поправкам картелем должны признаваться антиконкурентные соглашения не только между продавцами товара, но и между покупателями. Кроме того, предлагается распространить действие статьи на антиконкурентные соглашения по поддержанию цен на торгах между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц. В настоящее время такие соглашения не могут признаваться картелем, если участники входят в одну группу лиц по структурному основанию или если функции исполнительных органов участников – юридических лиц выполняет одно и то же лицо. Эти поправки свидетельствуют об ужесточении антимонопольного контроля за участниками рынка.
Следует упомянуть и предложение ФАС России установить предельный срок нахождения в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35% (далее – Реестр), – четыре года. Предлагаемая поправка не соответствует рекомендациям ОЭСР по улучшению конкурентного законодательства в РФ [1], согласно которым «доминирование»в деле о нарушении антимонопольного законодательства должно определяться на базе текущей информации и анализа. Указанные изменения не решают и проблему необоснованного привлечения к ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке, поскольку антимонопольный орган при рассмотрении этой категории дел, как правило, опирается исключительно на данные Реестра, зачастую устаревшие и не отражающие ситуации на рынке. Чтобы решить эту проблему, необходимо законодательно закрепить, что сведения в Реестре должны быть актуализированы на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К положительным нововведениям можно отнести закрепление компетенции Президиума ФАС России. Этот орган уже функционирует в структуре центрального аппарата Службы, но статус принимаемых им решений пока не определен. Предполагается, что Президиум станет «внутренней апелляцией» по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов и начнет свою работу с 1 января 2015 г. Наделение его новыми полномочиями позволит привести к общему знаменателю практику пересмотра решений территориальных органов по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, а также постановлений о наложении штрафа. Это позволит передать такие дела центральному аппарату Службы, специализирующемуся на применении антимонопольного законодательства, и тем самым снизить нагрузку на суды. Будем надеяться, что работа Президиума ФАС России приведет к единообразному толкованию норм антимонопольного законодательства и формированию устойчивой практики его применения.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Также по теме:
Руководитель ФАС России и Президент «ОПОРЫ РОССИИ» обсудили поправки в антимонопольное законодательство и госзакупки (см видео)
[1] Рекомендации были сформулированы на заседании Комитета по конкуренции ОЭСР в июне 2013 г., на котором было вынесено заключение о готовности и способности РФ взять на себя обязательства по членству в Организации в области конкуренции.