
25 марта 2025 г. Госдума ФС РФ приняла в третьем чтении законопроект № 652920-8, направленный на противодействие экстремистской деятельности в России и, в частности, на пресечение распространения рекламы на некоторых информационных ресурсах.
Законопроект был разработан группой депутатов и внесен на рассмотрение Госдумы еще в середине 2024 г. и до настоящего времени дорабатывался.
Согласно Пояснительной записке к Законопроекту, он направлен на пресечение распространения рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ или организации, деятельность которой запрещена, а также иных информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Принятый закон вносит изменения в следующие законодательные акты:
Рассмотрим их подробнее.
Статья 12 «Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности» дополняется частью 3 следующего содержания:
«В случае принятия судом вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», на информационных ресурсах таких объединения либо организации в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», распространение рекламы запрещается в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе»».
Статья 5 «Общие требования к рекламе» указанного Закона дополняется частью 10.7 следующего содержания:
«Не допускается распространение рекламы на информационных ресурсах:
Также уменьшается срок хранения Роскомнадзором информации о распространенной в сети Интернет рекламе, установленный ч. 13 ст. 181 Закона о рекламе, с пяти лет до трех. Указанное положение будет изложено следующим образом:
«Информация о распространенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе и (или) социальной рекламе, предоставленная в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи подлежит хранению указанным федеральным органом исполнительной власти не менее трех лет со дня ее получения указанным федеральным органом исполнительной власти».
Нарушение установленного запрета повлечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о рекламе»).
В соответствии с указанной статьей, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе наказывается административным штрафом в размере:
Новые нормы вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Рекомендуем:
1 проинформировать сотрудников компании, ответственных за маркетинг и рекламу, о грядущих нововведениях;
2 обеспечить мониторинг перечней (реестров) информационных ресурсов:
3 исключить распространение рекламы на таких ресурсах;
4 проанализировать, на каких информационных ресурсах распространяется (или может распространяться) ваша реклама и прекратить ее распространение на перечисленных выше информационных ресурсах;
5 предусмотреть необходимые оговорки в договорах с рекламодателями и/или рекламораспространителями.