
Менее чем через месяц, с 1 апреля 2025 г. новой редакцией Закона о рекламе вводятся обязательные отчисления за рекламу в Интернете.
Сбор (3% с полученных доходов) будет уплачиваться рекламораспространителями, операторами рекламных систем и другими лицами, участвующими в размещении рекламы в Интернете. Бремя этих расходов почувствуют и рекламодатели, так как сбор наверняка повлияет на цену рекламных услуг.
Порядок исчисления сбора должно установить Правительство РФ. Но уже сейчас участникам рекламного рынка стоит перечитать договоры на размещение рекламы и разобраться с новыми обязанностями.
Если Ваша компания размещает информацию о себе или других в Интернете, либо как-то способствует этому, то, готовясь к введению сбора, нужно ответить на следующие вопросы:
Прежде всего, необходимо проверить, соответствует ли информация признакам, перечисленным в ст. 3 Закона о рекламе. Если ответ положительный, не стоит спешить ставить знак равенства между «рекламой» и вашим контентом. Множество исключений из общего правила могут существенно повлиять на финальную квалификацию материала. На практике данный вопрос разрешается каждый раз индивидуально, с учетом всех конкретных обстоятельств, способов, условий и целей размещения таких сведений.
Как показывает практика, выделить свою роль в цепочке контрагентов, участвующих в рекламной кампании (рекламодатель, рекламораспространитель и т.д.), не так уж просто. Необходимо установить, какую именно функцию выполняет компания: определяет ли она объект рекламирования и содержание рекламы, приводит ли информацию в готовую для распространения форму или же распространяет ее. Озадачиться данным вопросом нужно уже сейчас, ведь от этого зависит обязанность по уплате новых отчислений.
Самая очевидная площадка для размещения рекламы в Интернете - официальный сайт компании. Но список может быть намного шире: мессенджеры, приложения для смартфонов, маркетплейсы и даже запрещенные соцсети. Стоит уже сейчас задуматься, на каких потенциальных, и, возможно, не самых очевидных Интернет-ресурсах может распространяться реклама. Не стоит забывать, что закон освобождает от новых отчислений рекламу, размещенную на площадках вещателей телеканалов и (или) радиоканалов, информационных агентств, некоторых СМИ с госучастием или получавших бюджетные субсидии, а также ресурсах крупных печатных изданий.
Для целей налогообложения под доходом понимается экономическая выгода (ст. 41 НК РФ). Обычно это выручка, цена услуги, которая за вычетом издержек становится прибылью компании. Впрочем, поскольку данный сбор формально не включен в общую систему налогов и сборов, не исключаем, что понятие дохода и правила его исчисления тоже будут иными.
Но поскольку в любом случае новые отчисления взимаются с дохода от размещения рекламы, а не с прибыли, то следует обратить внимание на то, каким образом формируется этот доход. Возможно, доход от размещения рекламы вашей компанией искусственно завышен с целью покрыть сопутствующие расходы и издержки. Некоторые расходы, комиссии могут непосредственно влиять на цену сделки и, соответственно, на доход от реализации услуг. Тогда необходимо пересмотреть договорные отношения, взаимные обязательства сторон и исключить необоснованное завышение таких доходов.
Новые отчисления взимаются лишь с определенных доходов, которые указаны в Законе. Необходимо пересмотреть договоры, чтобы прямо обозначить цену соответствующих услуг и облагаемые доходы, отделить их от необлагаемых. Недопустимо смешение таких доходов с другими доходами, получение платы за услуги в виде единого платежа, без разбивки цены. В противном случае, мы предполагаем, весь платеж, вся цена по договору будет облагаться новым сбором.
Плательщикам новых отчислений следует продумать изменения в системе учета доходов от рекламных услуг так, чтобы обособить их от доходов от оказания иных услуг, сопутствующих распространению рекламы и которые не должны включаться в базу для взимания рекламного сбора. Посредникам в рекламной цепочке необходимо обособить в учете доходы в виде агентского вознаграждения, облагаемые рекламным сбором. Рекламодателям, привлекающим для распространения рекламы иностранные компании или частных лиц, необходимо продумать порядок учета и удержания рекламного сбора при расчетах с такими рекламораспространителями. Изменения в системе учета рекомендуем закрепить в учетной политике.