юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Госдума 23.07.2024 в третьем чтении приняла Закон, предусматривающий изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Как указано в пояснительной записке к законопроекту № 848369-7, необходимость его разработки обусловлена тем, что антимонопольными органами ежегодно выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. При этом на законодательном уровне отсутствуют действенные механизмы и способы выявления и пресечения таких нарушений.
Напомним, что Законопроект внесли в Парламент в ноябре 2019 г. в рамках пакета об ужесточении антикартельных норм, и с того времени он претерпел значительные изменения (в частности, исключены положения, предусматривающие изменения порядка смягчения (освобождения) административной ответственности за заключение антиконкурентного соглашения (осуществление противоправных согласованных действий).
Рассмотрим принятые нововведения.
Отметим, что проверки антимонопольного органа на предмет заключения ограничивающих конкуренцию соглашений выделены в антимонопольном законодательстве в отдельную категорию проверок. Так, в соответствии с ч. 14 стт. 25.1 Закона о защите конкуренции предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки на ограничивающие конкуренцию соглашения не допускается.
Вместе с тем, таким проверкам хозсубъекты пытаются всячески противостоять, поскольку внеплановые проверки являются основным способом получения доказательств картелей. В свою очередь, штрафы, предусмотренные за воспрепятствование проверке, не сдерживают противоправное поведение, поскольку компании выгоднее уплатить их, чем оборотный штраф в случае, если будут найдены соответствующие доказательства.
Напомним, что в настоящее время максимальный штраф для юридических лиц за воспрепятствование картельной проверке ФАС России составляет 10 тыс. руб., а если это приводит к невозможности ее проведения или завершения — 50 тыс. руб.
Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ специальной ст. 19.4.3 и установить санкцию за воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или уклонение от таких проверок в размере:
|
Совокупный размер суммы выручки юр. лица от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение |
Размер штрафа |
|
не более 120 млн руб. |
100 тыс. руб. |
|
от 120 млн руб. до 800 млн руб. |
500 тыс. руб. |
|
от 800 млн руб. до 2 млрд руб. |
1 млн руб. |
|
от 2 млрд руб. |
2 млн руб. |
Комментарий
Полагаем, что указанные нововведения вполне логичны ввиду малоэффективности действующего механизма административной ответственности за воспрепятствование антимонопольным проверкам и будут способствовать повышению эффективности выявления и пресечения картелей.
Предстоящие нововведения в значительной степени могут ужесточить меры административной ответственности за противоправные действия хозяйствующих субъектов, направленные на противодействие процессу проведения антимонопольным органом проверок.
Мы рекомендуем ознакомиться с текстом Законопроекта и отслеживать его движение, а после принятия — учитывать его положения при осуществлении своей профессиональной деятельности.