С 14 июля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» (далее – Закон № 286-ФЗ), которым установлен мораторий на применение ряда антимонопольных запретов при осуществлении закупок у единственного поставщика, изменены пороговые значения для согласования сделок с антимонопольным органом, усовершенствован порядок предоставления преференций и установлены меры поддержки операторов наружной рекламы.
Закон № 286-ФЗ разработан в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации. Подготовка документа была обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера, направленных в том числе на развитие импортозамещения и поддержку отечественных производителей.
Рассмотрим принятые нововведения.
Закон о защите конкуренции предусматривает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15, 16).
Статьей 17 Закона о защите конкуренции определены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Частью 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ) закреплено, что до 31 декабря 2022 г. включительно актами Правительства РФ и высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Однако критерии для составления перечня дополнительных случаев закупки у едпоставщика нормативно не прописаны.
Чтобы исключить правовую неопределенность в отношении необходимости и возможности принятия антимонопольным органом мер реагирования при принятии указанных актов, а также на отношения, складывающиеся в ходе осуществления закупок у едпоставщика, введен мораторий на применение антимонопольных запретов в этих случаях.
Полагаем, что мораторий исключит риски привлечения государственных и муниципальных заказчиков к ответственности по Закону о защите конкуренции при реализации ими права, предоставленного Законом № 46-ФЗ.
До вступления в силу Закона № 286-ФЗ на совершение сделок, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, предварительное согласие антимонопольного органа было необходимо, если:
Таким образом, ст. 28 Закона о защите конкуренции предусмотрено два условия, при которых сделки требуют предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в совокупности с одним из этих условий всегда должна учитываться стоимость активов лица, являющегося объектом экономконцентрации, и его группы лиц (эта стоимость должна превышать 800 млн руб.).
Закон № 286-ФЗ в 2022 г. исключил требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на сделки при приобретении акций, долей в имуществе и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых равняется от 800 млн до 2 млрд руб. В таком случае ведомство должно быть уведомлено не позднее 30 дней после даты осуществления таких сделок.
Изменения пороговых значений направлены на поддержку бизнеса и позволят снизить административную нагрузку на субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере антимонопольного регулирования.
При получении уведомления о заключении упомянутых сделок антимонопольный орган будет вправе выдать предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Отметим, что за лицами, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн до 2 млрд руб., имеющими намерение совершить сделки, названные в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, сохраняется право подать ходатайство о совершении таких сделок с предварительного согласия антимонопольного органа.
Полагаем, что в определенных случаях до заключения подобных сделок целесообразнее обратиться в антимонопольный орган и получить его официальную позицию в отношении предполагаемых сделок, а также возможных поведенческих условий, которые необходимо выполнить для их совершения. Это позволит сторонам сделки еще до ее заключения оценить все риски и последствия ее совершения с учетом позиции антимонопольного органа.
Сейчас операторы наружной рекламы несут значительные убытки из-за массовых отказов рекламодателей от размещения рекламы на рекламных конструкциях, продолжая при этом оплачивать установку и эксплуатацию этих конструкций по договорам с органами региональной власти и местного самоуправления.
В связи с этим Закон № 46-ФЗ был дополнен ст. 21.3, которая предусматривает корректировку порядка заключения, исполнения и оплаты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022–2023 гг.
Так, предполагается снижение размера платежей по соответствующим договорам на срок не более года, а также продление срока действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на год без проведения торгов путем заключения дополнительного соглашения.
Изменения позволят направить денежные средства на первостепенные выплаты компаний, в частности на зарплату сотрудников и поддержание безопасности эксплуатации рекламных конструкций.
Органы региональной власти и местного самоуправления получили возможность определять случаи, в которых участникам отрасли предоставляется отсрочка очередного платежа за пользование государственными земельными участками для установки и эксплуатации рекламных конструкций.
По регулированию, действовавшему до вступления в силу Закона № 286-ФЗ, органы госвласти и местного самоуправления были обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной (муниципальной) преференции (ст. 19 Закона о защите конкуренции). Закон № 286-ФЗ освободил их от этой обязанности до конца 2022 г. в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки субъектов МСП и обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Нововведения позволят оптимизировать административные процедуры и поддержать бизнес в текущих экономических условиях.
При этом устанавливается, что органы госвласти и местного самоуправления обязаны уведомлять антимонопольный орган о предоставлении таких преференций не позднее чем через 30 дней после даты принятия решения об их предоставлении.
В связи с вступлением силу Закона № 286-ФЗ рекомендуем довести до лиц, ответственных за проведение закупочных процедур и участие в них, информацию о введении моратория на применение ряда антимонопольных запретов на осуществление закупок у едпоставщика.
Компаниям при осуществлении своей профессиональной деятельности стоит учитывать новые положения законодательства о порядке заключения сделок, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, а также особенности реализации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022–2023 гг.
Больше новостей по вопросам защиты и развития конкуренции в период санкций в нашей рубрике «Санкции и меры поддержки».
Цифра недели
14
федеральных торговых сетей получат запросы ФАС России