Среда, 9 октября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Оптимизационный антимонопольный пакет...
Оптимизационный антимонопольный пакет по поддержке бизнеса: главное

С 14 июля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» (далее – Закон № 286-ФЗ), которым установлен мораторий на применение ряда антимонопольных запретов при осуществлении закупок у единственного поставщика, изменены пороговые значения для согласования сделок с антимонопольным органом, усовершенствован порядок предоставления преференций и установлены меры поддержки операторов наружной рекламы.

Закон № 286-ФЗ разработан в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации. Подготовка документа была обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера, направленных в том числе на развитие импортозамещения и поддержку отечественных производителей.

Рассмотрим принятые нововведения.

 

Мораторий на применение антимонопольных запретов

Закон о защите конкуренции предусматривает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15, 16).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции определены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Частью 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ) закреплено, что до 31 декабря 2022 г. включительно актами Правительства РФ и высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Однако критерии для составления перечня дополнительных случаев закупки у едпоставщика нормативно не прописаны.

Чтобы исключить правовую неопределенность в отношении необходимости и возможности принятия антимонопольным органом мер реагирования при принятии указанных актов, а также на отношения, складывающиеся в ходе осуществления закупок у едпоставщика, введен мораторий на применение антимонопольных запретов в этих случаях.

Полагаем, что мораторий исключит риски привлечения государственных и муниципальных заказчиков к ответственности по Закону о защите конкуренции при реализации ими права, предоставленного Законом № 46-ФЗ.

 

Увеличение порогов согласования сделок

До вступления в силу Закона № 286-ФЗ на совершение сделок, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, предварительное согласие антимонопольного органа было необходимо, если:

  • суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица – объекта экономконцентрации и его группы лиц превышает 800 млн руб.; либо
  • суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом стоимость активов лица – объекта экономконцентрации и его группы лиц превышает 800 млн руб.

Таким образом, ст. 28 Закона о защите конкуренции предусмотрено два условия, при которых сделки требуют предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в совокупности с одним из этих условий всегда должна учитываться стоимость активов лица, являющегося объектом экономконцентрации, и его группы лиц (эта стоимость должна превышать 800 млн руб.).

Закон № 286-ФЗ в 2022 г. исключил требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на сделки при приобретении акций, долей в имуществе и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых равняется от 800 млн до 2 млрд руб. В таком случае ведомство должно быть уведомлено не позднее 30 дней после даты осуществления таких сделок.

Изменения пороговых значений направлены на поддержку бизнеса и позволят снизить административную нагрузку на субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере антимонопольного регулирования.

При получении уведомления о заключении упомянутых сделок антимонопольный орган будет вправе выдать предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Отметим, что за лицами, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн до 2 млрд руб., имеющими намерение совершить сделки, названные в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, сохраняется право подать ходатайство о совершении таких сделок с предварительного согласия антимонопольного органа.

Полагаем, что в определенных случаях до заключения подобных сделок целесообразнее обратиться в антимонопольный орган и получить его официальную позицию в отношении предполагаемых сделок, а также возможных поведенческих условий, которые необходимо выполнить для их совершения. Это позволит сторонам сделки еще до ее заключения оценить все риски и последствия ее совершения с учетом позиции антимонопольного органа.

 

Меры поддержки операторов наружной рекламы

Сейчас операторы наружной рекламы несут значительные убытки из-за массовых отказов рекламодателей от размещения рекламы на рекламных конструкциях, продолжая при этом оплачивать установку и эксплуатацию этих конструкций по договорам с органами региональной власти и местного самоуправления.

В связи с этим Закон № 46-ФЗ был дополнен ст. 21.3, которая предусматривает корректировку порядка заключения, исполнения и оплаты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022–2023 гг.

Так, предполагается снижение размера платежей по соответствующим договорам на срок не более года, а также продление срока действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на год без проведения торгов путем заключения дополнительного соглашения.

Изменения позволят направить денежные средства на первостепенные выплаты компаний, в частности на зарплату сотрудников и поддержание безопасности эксплуатации рекламных конструкций.

Органы региональной власти и местного самоуправления получили возможность определять случаи, в которых участникам отрасли предоставляется отсрочка очередного платежа за пользование государственными земельными участками для установки и эксплуатации рекламных конструкций.

 

Совершенствование порядка согласования преференций для поддержки МСП

По регулированию, действовавшему до вступления в силу Закона № 286-ФЗ, органы госвласти и местного самоуправления были обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной (муниципальной) преференции (ст. 19 Закона о защите конкуренции). Закон № 286-ФЗ освободил их от этой обязанности до конца 2022 г. в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки субъектов МСП и обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Нововведения позволят оптимизировать административные процедуры и поддержать бизнес в текущих экономических условиях.

При этом устанавливается, что органы госвласти и местного самоуправления обязаны уведомлять антимонопольный орган о предоставлении таких преференций не позднее чем через 30 дней после даты принятия решения об их предоставлении.

 

Рекомендации

В связи с вступлением силу Закона № 286-ФЗ рекомендуем довести до лиц, ответственных за проведение закупочных процедур и участие в них, информацию о введении моратория на применение ряда антимонопольных запретов на осуществление закупок у едпоставщика.

Компаниям при осуществлении своей профессиональной деятельности стоит учитывать новые положения законодательства о порядке заключения сделок, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, а также особенности реализации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022–2023 гг.

Эксперты «Пепеляев Групп»

Больше новостей по вопросам защиты и развития конкуренции в период санкций в нашей рубрике «Санкции и меры поддержки».


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
25 июля 2022 г.

Цифра недели

14

федеральных торговых сетей получат запросы ФАС России

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе