Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Главные сюжеты /  Запреты для ретейлеров: поправки в Закон о...
Запреты для ретейлеров: поправки в Закон о торговле

Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

15 июля 2016 г. вступили в силу изменения[1]в Закон о торговле[2], значительно ужесточающие регулирование взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

 

Поправки, в частности, ограничивают максимальный размер всех выплат поставщиками в пользу торговых сетей на уровне 5% от цены приобретения поставленных продовольственных товаров. В эти 5% включаются плата в связи с приобретением торговой сетью определенного количества продукции, плата за оказание услуг по ее продвижению, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке товаров, иных подобных услуг.

Отметим, что включение в этот перечень услуг по логистике может привести к проблемам с поставками в удаленные регионы страны. Поставщикам теперь придется самостоятельно осуществлять доставку в торговые сети, что для малых и средних предприятий может оказаться дороже, чем те же услуги, оказываемые торговыми сетями.

Кроме того, сокращены максимально допустимые сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями до 8–40 дней вместо действующих 10–45 дней в зависимости от срока годности продукции. При этом сроки исчисляются со дня фактического получения продукции торговой сетью, а не со дня исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам, как это было раньше. Такое изменение направлено на ограничение злоупотреблений торговых сетей, которые не оплачивали поставляемые им товары под предлогом непредставления поставщиком необходимых документов.

Важно, что перечисленные ограничения, а также запреты и требования, установленные статьями 9, 13–15 Закона о торговле, теперь распространяются не только на торговую сеть, но и на всех, кто составляет с ней одну группу лиц по смыслу Закона о защите конкуренции[3].

Предусматривается также запрет для торговых сетей и поставщиков заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на него (в том числе договоры комиссии, поручения, агентский договор или смешанный, содержащий элементы одного из указанных договоров). Исключение составляют договоры внутри одной группы лиц и между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, которые работают под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Эксперты отмечают, что на практике торговые сети под видом агентских договоров, договоров комиссии, поручения скрывали де-факто договоры поставки. Это позволяло им обойти ограничение сроков оплаты товаров, распространяемое только на договоры поставки.

Устанавливается и прямой запрет для поставщиков и торговых сетей взимать плату за право поставки в торговые объекты, за изменение ассортимента, возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продукции не по вине поставщика, возмещение затрат, не связанных с исполнением договора поставки и последующей продажей товаров. До вступления в силу поправок в отношении таких плат действовал только запрет на их навязывание, но они допускались в случае согласия обеих сторон.

Сторонники ужесточения регулирования полагают, что рассматриваемые изменения направлены в первую очередь на защиту интересов поставщиков и являются следствием большого числа злоупотреблений торговых сетей. Так, злоупотребления выражались в форме фиктивных маркетинговых акций, затягивания сроков оплаты поставок, в результате чего поставщики – в особенности малые и средние предприятия – оказывались в затруднительном положении. Однако такое регулирование может снизить инвестиционную привлекательность торговых сетей, увеличить их издержки, сократить маржу, что сопряжено с большим риском роста конечных цен для потребителей. В то же время, по мнению сторонников поправок, ретейлеры по мере ужесточения законодательства находят все более изощренные методы, позволяющие его обойти. Таким образом, пока не сложится устойчивая правоприменительная практика, будет неочевидно, оказывают ли внесенные изменения положительное воздействие.



[1] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
22 июля 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?