Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Главные сюжеты /  КС РФ об обжаловании актов, содержащих...
КС РФ об обжаловании актов, содержащих разъяснения законодательства

Игорь Цветков,
профессор кафедры коммерческого права МГУ им. М.В.Ломоносова

Проблема обжалования актов, содержащих разъяснения действующего законодательства, имеет долгую историю. 31 марта 2015 г. КС РФ в Постановлении № 6-П по жалобе АО «Газпром нефть» сформулировал ряд важных правовых позиций о судебном контроле над актами, содержащими разъяснения законодательства. Эти правовые позиции имеют универсальный характер, и в полной мере применимы к соответствующим актам ФАС России.


Исходя из правовых позиций КС РФ, можно сделать несколько выводов.

Вывод 1. Акты ФАС России, содержащие разъяснения законодательства о защите конкуренции, рекламе, торговле и т.д., адресованные территориальным органам, опосредованно – через правоприменительную деятельность этих органов – приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределенного круга хозяйствующих субъектов, находящихся в регулируемых разъясняемой нормой правоотношениях. Иными словами, оказывают общерегулирующее воздействие и обладают нормативными свойствами.

Отсюда следует, что они могут обжаловаться порядке гл. 21 КАС РФ и к ним не применим п. 2 ч. 5 ст. 217.1 этого Кодекса. Суд не вправе отказать в удовлетворении требования о признании соответствующих актов недействующими по мотиву того, что они не обладают нормативными свойствами. 

Вывод 2. Сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормой законодательства, в отношении которой принят оказывающий общерегулирующее воздействие акт с разъяснениями, уже дает этому лицу право обжаловать такой акт в суде, не дожидаясь принятия на его основе негативных для лица правоприменительных решений.

Отсюда следует, что любой хозяйствующий субъект, находящийся в правоотношениях, регулируемых разъясняемой ФАС России нормой законодательства, вправе оспорить акт с соответствующими разъяснениями по правилам гл. 21 КАС РФ, не дожидаясь принятия территориальным органом негативных решений, основанных на этих разъяснениях. 

Вывод 3. Суд обязан признать акт с разъяснениями законодательства недействующим, если разъяснения отклоняются от действительной воли законодателя и влекут изменения правового регулирования соответствующих правоотношений. Отсюда следует, что разъяснения ФАС России не должны выходить за рамки адекватного истолкования (интерпретации) нормы закона и не должны влечь изменения правового регулирования. В противном случае суд обязан будет признать их недействующими.


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
19 мая 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?