Методика анкетирования
Участникам опроса была предложена анкета, которая включала 20 наиболее значимых событий 2015 г. в сфере защиты конкуренции и антимонопольного регулирования, выбранные редакцией журнала.
Респонденты определили степень важности каждого события, используя шкалу баллов от 0 до 3, где:
3 балла – самое важное событие;
2 балла – важное событие;
1 балл – менее важное событие;
0 баллов – неважное событие.
Также оценивалось значение каждого события, а именно:
+ позитивность;
– негативность;
0 неоднозначность.
Самые важные события
1-е место
Принят четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ).
2-е место
КС РФ подтвердил законность правомочий ФАС России на проведение внеплановых проверок, в том числе в отсутствие возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства (Определение от 14 мая 2015 г. № 1076-О).
3-е место
Функции упраздненной ФСТ России переданы ФАС России (Указ Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373).
4-е место
ВС РФ поставил точку в деле в отношении компании TEVA и указал, что вне зависимости от наличия исключительных прав на реализуемые товары антимонопольные требования распространяются на действия хозяйствующих субъектов по злоупотреблению доминирующим положением (Постановление от 9 ноября 2015 г. по делу № А40-42997/14).
5-е место
ФАС России планирует законодательно закрепить понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним основания для смягчения ответственности.
Недобрав по одному баллу, в пятерку лидеров не вошли два интересных и значимых, на наш взгляд, судебных дела:
Отметим, что в числе антилидеров по важности ратификация Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 91-ФЗ). Этому событию участники опроса отдали наименьшее число баллов.
Такое незаслуженно прохладное отношение, надеемся, объясняется тем, что респонденты досконально изучили законодательную базу в сфере конкуренции в рамках ЕАЭС и понимают все риски, связанные с антимонопольными расследованиями ЕЭК.
Позитивные события
1-е место
Принято решение о дисквалификации главного должностного лица органа местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства (решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2015 г. по делу № А41-51225/2015).
2-е место
Ратифицировано Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 91-ФЗ).
Ведется работа над проектом Кодекса добросовестных практик в фармацевтической отрасли.
3-е место
ФАС России планирует законодательно закрепить понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним основания для смягчения ответственности.
Рассмотрение дела ОАО «РЖД» (№ А40-65467/2014) о взыскании с ФАС России процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму уплаченного и затем отмененного штрафа (ВС РФ направил в КС РФ запрос о возможности такого взыскания).
4-е место
В деле ОАО «Галополимер» и ООО «Галополимер Кирово-Чепецк» (№ А40-161484/2012) суды указали, что электронные сообщения, не позволяющие установить достоверность содержащейся в них информации и идентифицировать отправителя, не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки антимонопольным органом.
5-е место
Подготовлены поправкив ст. 3.5 и 14.32 КоАП РФ об уменьшении размера административной ответственности по мере снижения общественной опасности ограничивающих конкуренцию соглашений.
Правительство РФ предлагает ввести антимонопольные иммунитеты для сегмента предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой (законопроект № 817991-6).
В числе других событий, которые благоприятно повлияли на сферу защиты конкуренции, участниками опроса отмечены следующие:
Неоднозначные события
1-е место
Депутаты намерены внести в Закон о торговле норму о запрете навязывания контрагенту невыгодных условий договора и условий, не относящихся к предмету договора. Предлагается также снизить размер бонуса, который выплачивается поставщиком продовольственного товара ретейлеру (законопроект № 704631-6).
2-е место
КС РФ подтвердил законность правомочий ФАС России на проведение внеплановых проверок, в том числе в отсутствие возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства (Определение от 14 мая 2015 г. № 1076-О).
3-е место
Разработан законопроектоб установлении обязанности крупных частных компаний осуществлять закупки у малого бизнеса.
4-е место
ВС РФ поставил точку в деле в отношении компании TEVA и указал, что вне зависимости от наличия исключительных прав на реализуемые товары антимонопольные требования распространяются на действия хозяйствующих субъектов по злоупотреблению доминирующим положением (Постановление от 9 ноября 2015 г. по делу № А40-42997/14).
5-е место
Активизировалось обсуждение инициативы о легализации параллельного импорта.
По итогам анкетирования событий, которые респонденты большинством голосов оценили бы как негативные, нет, что, безусловно, отрадно. Видимо, это результат активного и широкого обсуждения вопросов антимонопольной политики в целом и законодательных инициатив в этой сфере, в том числе с участием помимо антимонопольных и других органов власти также предпринимательских, экспертных и научных сообществ, что позволяет выслушать мнения всех заинтересованных групп лиц.
Хотя события из топ-списка неоднозначных, в частности поправки в Закон о торговле и предложение обязать крупный частный бизнес закупаться у малого, говорят о том, что ряд инициатив нуждается в доработке. В каком виде мы их получим, когда из плоскости идеи они перейдут в практическую плоскость, и покинут ли эти предложения зону неоднозначности, покажет наш следующий рейтинг событий. Дискуссии продолжаются…
Оксана Бодрягина,
журнал «Конкуренция и право»