Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Рейтинг событий – 2015
Рейтинг событий – 2015

Методика анкетирования 

Участникам опроса была предложена анкета, которая включала 20 наиболее значимых событий 2015 г. в сфере защиты конкуренции и антимонопольного регулирования, выбранные редакцией журнала. 

Респонденты определили степень важности каждого события, используя шкалу баллов от 0 до 3, где:

3 балла – самое важное событие;

2 балла – важное событие;

1 балл – менее важное событие;

0 баллов – неважное событие. 

Также оценивалось значение каждого события, а именно:

+ позитивность;

негативность;

0 неоднозначность.

 

Самые важные события 

1-е место

Принят четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ). 

2-е место

КС РФ подтвердил законность правомочий ФАС России на проведение внеплановых проверок, в том числе в отсутствие возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства (Определение от 14 мая 2015 г. № 1076-О). 

3-е место

Функции упраздненной ФСТ России переданы ФАС России (Указ Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373). 

4-е место

ВС РФ поставил точку в деле в отношении компании TEVA и указал, что вне зависимости от наличия исключительных прав на реализуемые товары антимонопольные требования распространяются на действия хозяйствующих субъектов по злоупотреблению доминирующим положением (Постановление от 9 ноября 2015 г. по делу № А40-42997/14). 

5-е место

ФАС России планирует законодательно закрепить понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним основания для смягчения ответственности. 

 

Недобрав по одному баллу, в пятерку лидеров не вошли два интересных и значимых, на наш взгляд, судебных дела: 

  • ОАО «Галополимер» и ООО «Галополимер Кирово-Чепецк» против ФАС России (№ А40-161484/2012), в котором суды указали, что электронные сообщения, не позволяющие установить достоверность содержащейся в них информации и идентифицировать отправителя, не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки антимонопольным органом;
  • ОАО «РЖД» против ФАС России (№ А40-65467/2014) о взыскании с антимонопольного ведомства процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму уплаченного и затем отмененного штрафа (ВС РФ направил в КС РФ запрос о возможности такого взыскания). 

Отметим, что в числе антилидеров по важности ратификация Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 91-ФЗ). Этому событию участники опроса отдали наименьшее число баллов.

Такое незаслуженно прохладное отношение, надеемся, объясняется тем, что респонденты досконально изучили законодательную базу в сфере конкуренции в рамках ЕАЭС и понимают все риски, связанные с антимонопольными расследованиями ЕЭК. 

 

Позитивные события 

1-е место

Принято решение о дисквалификации главного должностного лица органа местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства (решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2015 г. по делу № А41-51225/2015). 

2-е место

Ратифицировано Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 91-ФЗ). 

Ведется работа над проектом Кодекса добросовестных практик в фармацевтической отрасли. 

3-е место

ФАС России планирует законодательно закрепить понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним основания для смягчения ответственности. 

Рассмотрение дела ОАО «РЖД» (№ А40-65467/2014) о взыскании с ФАС России процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму уплаченного и затем отмененного штрафа (ВС РФ направил в КС РФ запрос о возможности такого взыскания). 

4-е место

В деле ОАО «Галополимер» и ООО «Галополимер Кирово-Чепецк» (№ А40-161484/2012) суды указали, что электронные сообщения, не позволяющие установить достоверность содержащейся в них информации и идентифицировать отправителя, не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки антимонопольным органом. 

5-е место

Подготовлены поправкив ст. 3.5 и 14.32 КоАП РФ об уменьшении размера административной ответственности по мере снижения общественной опасности ограничивающих конкуренцию соглашений. 

Правительство РФ предлагает ввести антимонопольные иммунитеты для сегмента предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой (законопроект № 817991-6). 

 

В числе других событий, которые благоприятно повлияли на сферу защиты конкуренции, участниками опроса отмечены следующие: 

  • в ст. 178 УК РФ внесены изменения о либерализации уголовной ответственности за ограничение конкуренции (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ);
  • ФАС России наделена полномочиями по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Постановление Правительства РФ от 24 октября 2015 г. № 1139);
  • принят четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ);
  • ФАС России готовит проект международной антимонопольной конвенции Global Antitrust.  

 

Неоднозначные события 

1-е место

Депутаты намерены внести в Закон о торговле норму о запрете навязывания контрагенту невыгодных условий договора и условий, не относящихся к предмету договора. Предлагается также снизить размер бонуса, который выплачивается поставщиком продовольственного товара ретейлеру (законопроект № 704631-6). 

2-е место

КС РФ подтвердил законность правомочий ФАС России на проведение внеплановых проверок, в том числе в отсутствие возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства (Определение от 14 мая 2015 г. № 1076-О). 

3-е место

Разработан законопроектоб установлении обязанности крупных частных компаний осуществлять закупки у малого бизнеса. 

4-е место

ВС РФ поставил точку в деле в отношении компании TEVA и указал, что вне зависимости от наличия исключительных прав на реализуемые товары антимонопольные требования распространяются на действия хозяйствующих субъектов по злоупотреблению доминирующим положением (Постановление от 9 ноября 2015 г. по делу № А40-42997/14). 

5-е место

Активизировалось обсуждение инициативы о легализации параллельного импорта.

 

По итогам анкетирования событий, которые респонденты большинством голосов оценили бы как негативные, нет, что, безусловно, отрадно. Видимо, это результат активного и широкого обсуждения вопросов антимонопольной политики в целом и законодательных инициатив в этой сфере, в том числе с участием помимо антимонопольных и других органов власти также предпринимательских, экспертных и научных сообществ, что позволяет выслушать мнения всех заинтересованных групп лиц.

Хотя события из топ-списка неоднозначных, в частности поправки в Закон о торговле и предложение обязать крупный частный бизнес закупаться у малого, говорят о том, что ряд инициатив нуждается в доработке. В каком виде мы их получим, когда из плоскости идеи они перейдут в практическую плоскость, и покинут ли эти предложения зону неоднозначности, покажет наш следующий рейтинг событий. Дискуссии продолжаются…

 

Оксана Бодрягина,

журнал «Конкуренция и право»


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
10 мая 2016 г.