С 11 июля 2015 г. существенно увеличены размеры штрафов за распространение рекламы с нарушением требований законодательства.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 175-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 14.3 КоАП РФ дополнена частью 6, предусматривающей ответственность за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее. За указанное правонарушение может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 до 800 тыс. руб.
Ранее за подобное правонарушение к кредитным организациям применялась часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ, согласно которой на должностных лиц мог быть наложен административный штраф от 4 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.
Напомним, что требования к рекламе финансовых услуг, в том числе к рекламе кредитов и займов, установлены ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В данной норме перечислены сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в распространяемой рекламе и которые не могут быть указаны в ней.
Вносимые изменения в КоАП РФ корреспондируют ч.3 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), рассчитываемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика, и влияющие на нее.
Влияющие на полную стоимость кредита условия перечислены в ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Также в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» предусмотрен примерный перечень условий, влияющих на стоимость кредита, среди них условия о:
При этом, как указал ВАС РФ, рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.
Однако возникает вопрос о том, насколько теперь актуально данное разъяснение ВАС РФ с учетом внесенных изменений в КоАП РФ. Пока неочевидно, как повернется практика правоприменительных органов: будут ли они требовать раскрытия размера дополнительных расходов или будет достаточно простого указания на полную стоимость кредита.
По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (контролирующий орган в сфере соблюдения требований законодательства о рекламе1), к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены:
Как усматривается из позиции ФАС России, отдельные условия, влияющие на стоимость кредита, в предложенном перечне не поименованы. Однако при рассмотрении конкретного случая ФАС России не связана положениями данного письма и может руководствоваться нормами действующего законодательства.
Исходя из содержания тех изменений, которые внесены в КоАП РФ, можно предположить, что указание полной стоимости кредита в рекламе стоит рассматривать как соблюдение требований закона, так как не имеет места какого-либо введения в заблуждение потенциальных клиентов. Однако, как будет складываться правоприменительная практика и будут ли штрафовать кредитные организации за рекламу, содержащую полную стоимость кредита, без специального перечисления условий, влияющих на такую стоимость, сказать сложно.
Кроме того, согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников кредитной организации, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с текущей правоприменительной практикой2 кредитная организация может быть оштрафована за размещение отдельной рекламной информации, которая также влияет на стоимость кредита, мелким шрифтом.
Однако, по нашему мнению, ответственность в данном случае должна наступать в соответствии с частью 1, а не частью 6 ст. 14.3 КоАП РФ.
Также необходимо напомнить, что распространение рекламы по сетям электросвязи (в частности посредством SMS-сообщения) допускается при наличии предварительного согласия абонента (ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»; ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).
Комментарий подготовлен
юридической компанией «Пепеляев Групп»
1 См. п. 2 письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг».
2 См., например, Определение ВАС РФ от 24.07.2014 № ВАС-9276/14 по делу № А40-3435/2014, Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2013 по делу № А40-122589/12-21-1173.