Идея о легализации параллельного импорта, по поводу которой идет дискуссия не первый год, обретает реальные очертания. Антимонопольное ведомство разработало законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (соответствующая информация размещена на едином портале regulation.gov.ru), которым предусмотрена возможность поэтапного введения международного режима исчерпания прав, исходя из окончательного срока введения международного принципа с 1 января 2020 г.
В материалах к законопроекту его разработчики называют следующие негативные стороны установленного ст. 1487 ГК РФ национального принципа исчерпания исключительных прав:
- намеренно (по желанию правообладателя) ограниченная конкуренция между продавцами товара, маркированного товарным знаком правообладателя, удорожание брендированного товара;
- долгий срок ожидания потребителем запасных частей и расходных материалов, если брендированным товаром являются сложные технические изделия;
- сужение возможности заказчиков как по выбору видов оборудования и материалов различных производителей, так и по ценовым предложениям.
В качестве решения проблемы предлагается легализовать параллельный импорт. При этом законопроект содержит ряд оговорок. В целях защиты интересов инвесторов предусмотрено изъятие из установленного международного принципа исчерпания прав для правообладателей, которые локализовали производство аналогичных товаров на территории России. Кроме того, говорится в сопроводительных документах к законопроекту, путем внесения изменений в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрена возможность поэтапного введения международного режима исчерпания прав, окончательный же срок введения международного принципа – с 1 января 2020 г. Правда, по отдельным рынкам и категориям товаров, в отношении которых будет выявлена необходимость первоочередного изменения режима исчерпания прав, постановлением Правительства РФ может быть установлен более ранний срок.
Необходимость перехода к международному принципу исчерпания прав обусловлена экономическими потребностями Российской Федерации: уровень производства и технологического развития России не позволяет значительной части граждан удовлетворить большинство потребностей за счет внутренних ресурсов, объясняют авторы инициативы.